Фортинбрас спился - Януш Гловацкий
- Дата:22.07.2024
- Категория: Поэзия, Драматургия / Драматургия
- Название: Фортинбрас спился
- Автор: Януш Гловацкий
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Януш Гловацкий
ФОРТИНБРАС СПИЛСЯ
Пьеса в двух актах
Действующие лица
Фортинбрас, принц Норвегии.
Мортинбрас, его старший брат.
Дух отца Фортинбраса.
Стернборг, норвежский министр внутренних дел.
Восьмиглазый, его помощник.
Дагни Борг, племянница Стернборга.
Гамлет, принц Дании.
Полоний, датский министр.
Первый стражник.
Второй стражник.
Первый финн,
Второй финн.
Король Финляндии.
Придворные, актеры.
Колдунья.
Действие происходит при норвежском королевском дворе в то же самое время, что и события, описанные в шекспировском «Гамлете».
Акт первый
Сцена перваяВалит снег. Свищет ветер. Посреди сцены — огромное дерево. Входят Стернборг, мужчина около пятидесяти, и его помощник Восьмиглазый, человек более молодой, от природы подозрительный — он видит все, в том числе вещи, которые не существуют. Стернборг, борясь с ветром, разматывает огромную карту.
Стернборг. Где-то здесь должна быть граница с Данией.
Восьмиглазый (показывая). Норвегия кончается возле этих кустов. Дания — с той стороны.
Стернборг (передергиваясь). Холодно, ветер, снег.
Восьмиглазый (ухмыляясь). Ага, люблю такую погоду.
Стернборг. Боюсь, что эта засылка духа в Данию была глупой затеей… Ты поручишься, что Гамлет суеверен?
Восьмиглазый. Полоний докладывал, что если Гамлет, выходя из Эль— синора, споткнется, то сразу же возвращается в замок и в этот день уже не выходит.
Стернборг. Сегодня утром я беседовал с нашим королем. Его очень тревожат датские беспорядки! Если Гамлет согласится возглавить мятежников, у нас могут быть трудности.
Восьмиглазый. Почему? Пошлем войско.
Стернборг. Оно конечно. Но снова это будет грабеж, убийство, насилие… Возникает несколько щепетильная ситуация.
Восьмиглазый. Все эти малые народы ужасно близко принимают к сердцу, когда их истребляют. Они на это реагируют слишком серьезно и не способны на более широкий взгляд.
Стернборг. А что этот Гамлет, собственно, делает?
Восьмиглазый. Ходит.
Стернборг. И что?
Восьмиглазый. Читает.
Стернборг. Что читает?
Восьмиглазый. Книжки.
Стернборг. Какие?
Восьмиглазый. Все подряд.
Стернборг. Еврей?
Восьмиглазый. Нет.
Стернборг. Хорошо проверили?
Восьмиглазый. Три поколения.
Стернборг. Педик?
Восьмиглазый. Нет. (Вытаскивает из-под плаща какие-то бумаги и расправляет их на ветру.) Тут у меня два его портрета. Этот официальный. А этот был сделан исподтишка одним из наших талантливейших графиков.
Стернборг. Ты уверен, что он не педик? Хорошо сложён.
Восьмиглазый. Не мой тип.
Стернборг (рассматривая рисунки). А что это здесь? Что за прическа?
Восьмиглазый. Это листья. Художник подглядывал за принцем из-за дерева… У меня есть также стенограмма очень интересной беседы Гамлета с Горацио. (Подает Стернборгу листки бумаги.)
Стернборг (читает). «Я рад, что тебя вижу… Будь здоров… Добрый вечер… Пред очами души моей…». Что это значит?
Восьмиглазый. Наш человек подслушивал в очень трудных условиях: лежал в канаве с водой. Да еще эхо мешало.
Стернборг. Что за дурацкое счастье! Сначала мы наняли этого идиота, который, вместо того чтобы прикончить Гамлета, отравил его отца.
Восьмиглазый. Наверно, они были похожи.
Стернборг. Наверняка. Одному было восемьдесят лет, а другому — сорок.
Восьмиглазый. Было очень темно.
Стернборг (недовольно). Э-э-э… Вся надежда на то, что Гамлет поверит в этот номер с духом и займется дядей, а не мятежом.
Восьмиглазый. Он вовсе не должен поверить на сто процентов. Достаточно зародить в нем сомнение. Людям с высшим образованием стоит только начать сомневаться, как они уже ни взад, не вперед.
Стернборг. Нам нужно немного времени, чтобы разобраться с нашими внутренними проблемами. Наш король не доверяет своим сыновьям. Ни Мортинбрасу, ни Фортинбрасу.
Восьмиглазый. Не доверяет?
Стернборг. Нет. И еще: этот кретин, который изображал духа отца Гамлета, пропустил двадцать лучших строчек в тексте роли. Спроси его почему.
Выходят.
Сцена втораяИз-за дерева появляется Первый стражник. Латы и шлем на нем утеплены тряпками. Первый стражник отряхивается от снега, делает несколько телодвижений, чтобы согреться, извлекает из-под тряпок бутылку, бьется над примерзшей крышечкой. Он пробует все известные способы: впивается зубами, бьет ладонью снизу, ударяет о колено, о дерево, топчет ногами. Когда он уже почти отказался от своего намерения, крышечка легко поддалась. Первый стражник подносит бутылку ко рту, но едва он делает первый глоток, раздается ужасающий вой — похоже, от боли. Первый стражник, вздрогнув, закашливается, сплевывает. Входит Второй стражник, несколько постарше.
Первый стражник. Стой, кто идет?
Второй стражник. Ведь я это говорю: «Стой, кто идет?»
Первый стражник. Ты?
Второй стражник. А то кто же.
Снова ужасающий вой.
Первый стражник. Что это?
Второй стражник. Что?
Первый стражник. Ну…
Второй стражник. А, это? Это допрашивают духа отца Гамлета.
Первый стражник. А я уж думал, что-то случилось.
Второй стражник. Однако он крепкий.
Первый стражник. Дух?
Второй стражник. Нет, Восьмиглазый. Бьет его уже четыре часа.
Первый стражник. Почему он не признается?
Второй стражник. Может не в чем.
Первый стражник. Тоже мне фокус — признаться, если есть в чем. Я вот ему не сочувствую только потому, что он не виновен. И вообще, чего он лез в духи? Слишком честолюбивый был. Хотел выдвинуться. Лично я не люблю нахальства.
Второй стражник. По правде говоря, так уж слишком он не лез. Восьмиглазый его назначил. А он даже выкручивался. Говорил, что у него боязнь пространства, что боится работать ночью и что у него нет голоса.
Снова ужасный вой.
Первый стражник. Голос у него хороший.
Второй стражник. Но вроде бы, когда Гамлет его увидел, то чуть не умер со смеху.
Первый стражник. Я слышал, Гамлет его купил… А как здоровье нашего короля?
Второй стражник. Вроде бы он страшно болен… Ты видел его?
Первый стражник. Конечно, сидел себе на троне.
Второй стражник. Шевелился?
Первый стражник. А на кой ему шевелиться? Если б я был королем, тоже бы не шевелился.
Второй стражник. Ты думаешь?
Первый стражник. А то! До этого король два года не шевелился, а потом вдруг задушил посла. Он не шевелится, потому что все в порядке. Будет что не так, тогда зашевелится. (Потягивает из бутылки.)
Второй стражник. Дай потянуть.
Первый стражник (игнорируя просьбу). Как считаешь, мы войдем в Данию?
Второй стражник. А хрен его знает.
Первый стражник. Как считаешь, они будут обороняться?
Второй стражник. А хрен его знает.
Первый стражник. Как считаешь, нас сейчас подслушивают?
Второй стражник. А хрен его знает.
Первый стражник. Это не хорошо. Я не люблю болтать, если меня не подслушивают. Мои мысли от этого путаются.
Второй стражник. Последний раз датчане оборонялись. (Мечтательно.) Эх, вот это были времена! Как подумаю, сколько баб я обрюхатил по их собственной просьбе!
Первый стражник (с большим интересом). Ну, ну!
Второй стражник. Дай потянуть!
Первый стражник (протягивает бутылку, с беспокойством смотрит, как тот пьет; наконец вырывает у него бутылку). Эй, ты что?!
Второй стражник. Одна такая куколка пустилась на хитрость и говорит: «Не советую тебе меня брюхатить, поскольку у меня сифилис». Но я ей на это: «А характер мой знаешь»?
Первый стражник. И что?
Второй стражник. Ну и — трах!
- Король - Семен Юшкевич - Драматургия
- Стойкий принц - Педро Кальдерон де ла Барка - Драматургия
- Собачья жизнь - Сергей Могилевцев - Драматургия
- Русские — это взрыв мозга! Пьесы - Михаил Задорнов - Драматургия
- Около тайны. Драма с четырьмя перерывами - Леонид Семенов - Драматургия
- Около тайны - Леонид Семенов - Драматургия
- Звезда Севильи - Лопе де Вега - Драматургия
- Английская рулетка или… миллион по контракту [=Ловушка для двойника] - Эрик Элис - Драматургия
- Сцены из рыцарских времен - Александр Пушкин - Драматургия
- Третья смена (Две сцены из новой пьесы) - Павел Пряжко - Драматургия