Индийские притчи - Сборник
- Дата:27.09.2024
- Категория: Старинная литература / Мифы. Легенды. Эпос
- Название: Индийские притчи
- Автор: Сборник
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Индийские притчи
Александр Македонский и саньясин
Когда Александр Македонский отправился в поход на Индию, он спросил у своего учителя, знаменитого философа Аристотеля, что тот хочет получить в подарок из далекой страны. «Привези мне из Индии только один подарок. Найди саньясина – человека, который ради познания самого себя полностью отрекся от материального мира».
Помня о просьбе своего учителя, Александр везде искал саньясина. «Я хочу увидеть того, кто познал самого себя, – спрашивал царь у людей. – Мне не нужен тот, кто еще ищет, мне нужен тот, кто уже нашел и познал». И однажды ему сказали: «У самого подножия большой горы живет старик, который познал самого себя».
Наконец-то Александр, как он думал, сможет выполнить просьбу своего учителя. Он приказал своим военачальникам найти старика и с великими почестями привести этого человека. Когда отряд прибыл в ту местность, где жил саньясин, один из военачальников сначала отправился с расспросами к местным старейшинам. Те отвечали:
– Великий саньясин действительно живет здесь. Но вы вряд ли уговорите его, чтобы он отправился к царю Александру.
– Глупости, – рассмеялся военачальник, – если на то будет воля Александра Великого, то весь город отправится к нему.
Наконец отряд добрался до саньясина. Военачальники Александра увидели старика, стоявшего обнаженным на берегу реки.
– Следуй за нами, – сказал один из военачальников. – Наш повелитель Александр Великий хочет видеть тебя, желает, чтобы ты был его гостем. Тебе будут оказаны все подобающие почести, а затем Александр возьмет тебя в Грецию.
– Никто в этом мире не заставит меня покинуть это место, – отвечал саньясин. – Если ваш Александр хочет увидеть меня, пусть сам придет сюда.
Военачальники были настолько поражены повелительным и одновременно спокойным тоном ответа саньясина, что не решились применить силу. Вернувшись к Александру, они сказали:
– Старик настолько высокомерен, что мы опасаемся, повелитель, что и с вами он поступит точно так же.
– Тот, кто не оказывает мне должного почтения, – умрет! – сказал гордый Александр. – Я иду к нему!
Когда Александр прибыл к саньясину, тот первым начал разговор:
– Итак, ты – Александр Великий. Но я думаю, что тот, кто называет себя великим, на самом деле не велик и не может быть таким.
Несмотря на то что Александр повелевал половиной мира, эти слова повергли его в трепет.
– Я не хочу спорить с тобой, – сказал он, – я пришел пригласить тебя.
– Я свободен как ветер, – с улыбкой отвечал саньясин. – Скажи мне, ты, называющий себя великим, – разве можно пригласить ветер, который дует сам по себе? Если мне этого захочется, то я пойду в Грецию, но если я этого не хочу, никто меня не заставит.
Эти слова привели Александра в ярость.
– Старик, – закричал он, выхватив из ножен меч, – если ты не подчинишься мне, я убью тебя!
– Но ты опоздал, – отвечал саньясин, – я уже сам убил себя.
Александр еще крепче сжал свой меч.
– Сейчас твоя голова покатится с плеч!
Саньясин, остававшийся совершенно спокойным, ответил:
– Ты можешь отрубить мою голову. Но тебе не дано убить меня. Ведь когда ты увидишь мою голову падающей на землю, я тоже увижу ее падающей.
После этих слов ярость Александра вновь сменилась почтением к этому человеку. Он так и не смог убить саньясина. В его дневнике сохранилась запись об этом событии, о встрече с человеком, которого звали Датдамеш.
Алмаз
Во время работы на своем участке один крестьянин нашел камушек. Камень был красивым и крестьянин подумал, что он понравится его детям, и поэтому взял его домой.
Как это всегда бывает, дети, вдоволь наигравшись какой-то игрушкой, быстро забывают о ней. Так случилось и с найденным камушком. Дети крестьянина поиграли с ним, а затем оставили на окне и забыли про него.
Спустя некоторое время крестьянин приютил у себя на ночлег странствующего саньясина. После того как саньясин принял пищу, предложенную гостеприимным хозяином, они немного поговорили. Саньясин много путешествовал, знал множество новостей обо всем, что происходит в этом мире. Во время разговора, как бы между прочим, саньясин сказал:
– Скажи мне, почему ты живешь в этом месте? Я знаю одно место, где есть целые россыпи алмазов, там, на берегу реки, алмазы лежат прямо под ногами. Ты мог бы сказочно разбогатеть, но вместо этого ты в поте лица с утра до ночи трудишься на своей земле. Зачем, скажи, ты тратишь свою жизнь впустую?
На следующее утро саньясин ушел. Он не сказал крестьянину, что это за река, где алмазы лежат прямо под ногами, но в душе крестьянина осталась надежда, которая затем переросла в огромное желание найти эту реку. В конце концов он продал часть своего участка и отправился на поиски. На прощание он сказал своим родным:
– Ждите меня! Пройдет самое большее пять лет, и я вернусь. Вернусь богатым!
В своих поисках крестьянин обошел множество земель, обследовал каждую реку, встречавшуюся на его пути. Но прошло пять лет, а той самой реки, которая должна была сделать его богатым, он так и не нашел. Единственное, что он узнал в своих поисках, – что такое алмаз и как он выглядит.
Через пять лет крестьянин ни с чем вернулся домой. Он зашел в родную хижину, подошел к окну и увидел на подоконнике забытый его детьми редчайший и величайший алмаз, который можно найти на земле.
И тогда крестьянин вспомнил, как он нашел его.
Бирбала не испугаешь
Однажды ночью явилась Бирбалу, известному мудрецу и советнику падишаха, Махакали – супруга бога Шивы. Вид ее был страшен – огромная и многоликая. Но когда Бирбал взглянул на богиню, то сначала засмеялся, затем распростерся перед ней ниц, а когда встал, то взгляд его был горестен и задумчив.
Такое поведение Бирбала удивило Махакали.
– Мой верный Бирбал, скажи мне, почему ты при виде меня сначала засмеялся, а потом опечалился? – спросила она.
– О многоликая! Скрыть от тебя ничего невозможно. Смеялся я от радости, ибо имел счастье лицезреть тебя. Но больше я тебе ничего не скажу, поскольку боюсь твоего гнева.
– Не бойся, Бирбал, говори смело всю правду, я не причиню тебе вреда.
– Мать Вселенной, не гневайся, но меня волнует такой вопрос. У меня только одна голова, один нос и две руки. У тебя же десятки голов, а значит, десятки носов, но тоже, как и у меня, всего две руки. Когда у меня случается насморк, даже я устаю утирать свой нос двумя руками. Но если у тебя насморк, как тебе удается двумя руками вытирать десятки носов? Меня настолько это озаботило, что я загрустил.
Услышав эти слова, Махакали рассмеялась. Собственно, это была не Махакали. Сбросив маску и одежды богини, перед Бирбалом оказался падишах. Он решил так напугать Бирбала, для чего и явился к нему ночью в страшном обличье Махакали. Но не тут-то было – Бирбала так просто не испугаешь и врасплох не застанешь.
Брахман и его сын
Один брахман занимался тем, что служил в домашней кумирне. Однажды он отравился путешествовать, кумирню же он оставил на попечение своего сына. Он поручил мальчику ежедневно ставить пищу перед богом и наблюдать, как он ест.
Мальчик все делал так, как ему говорил отец – ставил приношения перед изображением бога и ждал. Но ничего не происходило – бог ничего не говорил, и пища оставалась нетронутой. Мальчик продолжал ждать, он верил, что бог все-таки сойдет со своего пьедестала и отведает приготовленную ему еду. «Господи, – молился он, – явись и съешь то, что я тебе приготовил. Уже поздно, и я не могу больше ждать». Но бог не слышал его молитв. Тогда мальчик заплакал. «Господи, – говорил он, – я должен увидеть, как ты ешь приношения, ведь так мне велел мой отец. Почему ты не желаешь явить мне свой лик. Ведь когда здесь был мой отец, ты ел его приношения. Почему ты сейчас не хочешь это сделать, чем я прогневал тебя?»
Мальчик долго и горько плакал. Но вот он поднял глаза и увидел бога. Он принял облик человека, сидел и ел приготовленную ему еду.
Служба закончилась, и мальчик вышел из кумирни. Навстречу ему шли хозяева дома.
– Принеси нам приношения, оставшиеся после службы, – сказали они.
– Но ведь бог съел все, что я ему приготовил, – отвечал мальчик.
– Как такое может быть, что ты говоришь? – изумились хозяева.
– Бог все съел, что я приготовил, – повторил мальчик, – и там больше ничего нет.
Когда люди вошли в кумирню, они увидели только пустые блюда. Их удивлению не было предела.
Такой была сила истинной веры и желания увидеть бога.
У кого есть разум, у того есть сила
Жил в лесу огромный лев. Был он настолько свирепым, что остальные звери жили в постоянном страхе. Наконец они решили воззвать к разуму льва, и предстали перед ним, смиренно опустившись на колени.
– Смилуйся над нами, о повелитель! – сказали звери. – Зачем тебе зря убивать всех? Ведь твоя жестокость грозит плохими последствиями не только нам, но и тебе. Ведь если все мы погибнем, не станет пропитания и для тебя. Будь милостив и благоразумен! Мы же со своей стороны поочередно будем посылать по одному животному от каждого звериного племени.
- Китайские притчи - Сборник - Мифы. Легенды. Эпос
- Легенды Шоу-Дао - Александр Медведев - Мифы. Легенды. Эпос
- Троя. История первая. Первый поход греков против Трои - Виктория Горнина - Мифы. Легенды. Эпос
- Посреди донской степи. Том 1. Казачьи сказки, легенды, предания - Евгений Меркулов - Мифы. Легенды. Эпос
- Ромул – первый царь Рима. Эпическая повесть - Даниил Муха - Мифы. Легенды. Эпос
- Саул. Царь Израиля - Антон Болдаков - Историческая проза / Мифы. Легенды. Эпос / Публицистика
- Песня чудовищ - Анастасия Александровна Андрианова - Боевая фантастика / Героическая фантастика / Мифы. Легенды. Эпос / Русское фэнтези / Фэнтези
- Я тебе верю... (СИ) - Королёва Инна - Мифы. Легенды. Эпос
- Вера для бандита (СИ) - Май Татьяна - Мифы. Легенды. Эпос
- Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов - Айзек Азимов - Мифы. Легенды. Эпос