ИЗ УДЕЛА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. (Ностальгические воспоминания) - Херувим (Карамбелас) Архимандрит
- Дата:20.08.2024
- Категория: Религия и духовность / Религия
- Название: ИЗ УДЕЛА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. (Ностальгические воспоминания)
- Автор: Херувим (Карамбелас) Архимандрит
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Архимандрит Херувим (Карамбелас)
ИЗ УДЕЛА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ностальгические воспоминания
Издание 2-е, исправленное и дополненное«…Я покинул Святую Гору двадцатидвухлетним юношей… Единственное, к чему я стремился – это не растерять того, чему научили меня мои старцы… Благодарю Бога, что и в свои шестьдесят лет я учу лишь тому, чему научили меня старец Григорий, отец Иоаким и все те, о ком идет речь в «Воспоминаниях». Я молюсь, чтобы их души находились в руках Божиих и чтобы они предстательствовали и о нас… Самым большим благословением, полученным мною в жизни, я считаю то наследие, которое оставили мне мои старцы: истинные монашеские рассуждения и пример жизни…»
Из устного духовного завещания старца ХерувимаКРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СТАРЦА ХЕРУВИМА
Старец Херувим (в миру Георгий Карамбелас) родился в деревне Константины на Пелопоннесском полуострове. Он появился на свет в день памяти учителя православного монашества, преп. Иоанна Лествичника, – 30 марта 1920 года. Его родителей звали Михаил и Димитра. Своего отца он не знал, потому что еще до рождения сына Михаил Карамбелас погиб в так называемой Малоазийской катастрофе, когда греческая армия была разгромлена турецкой во время боевых действий в Малой Азии. Заботу о Георгии взяли на себя его дяди. Они были по профессии полицейские и применяли соответствующие методы воспитания: Георгия нещадно били ремнем, особенно когда в возрасте приблизительно тринадцати лет он стал выражать желание принять монашество. В это время юноша начал регулярно посещать всенощные богослужения, которые совершались некоторыми ревностными монахами в Пиреях – портовом городе рядом с Афинами, куда Георгий переехал вместе с матерью.
Несмотря на свой юный возраст и огромные препятствия, которые чинили ему мать и дядья, он тайно оставил семью и в возрасте восемнадцати лет уехал на Афон, где на протяжении четырех лет подвизался в общине Рождества Богородицы в скиту[1] святой Анны, под руководством строгого старца Григория. Как раз об этом периоде своей жизни архимандрит Херувим рассказывает в книге, которую держит в руках боголюбивый читатель.
Тем временем мать отца Херувима, которая имела сильную привязанность к своему единственному сыну, чрезвычайно болезненно пережила его тайный уход на Афон. В отчаянии она решила даже покончить жизнь самоубийством. С этой мыслью она пошла к реке, но по дороге встретила одну благочестивую матушку – жену местного священника. Та поняла в чем дело, и повела Димитру к себе домой, где утешила и отговорила от того, что она задумала с собой сделать. Таким образом мать отца Херувима была спасена. Позднее она даже удостоилась принять монашество из рук своего сына, архимандрита Херувима, и стала его духовной дочерью.
Отец Херувим имел такую любовь и ревность к православной монашеской традиции и афонским монахам, что всего за четыре года своего пребывания на Святой Горе успел впитать ее в себя и срастись с нею настолько, что впоследствии, как заботливый садовник, смог пересадить ее на почву континентальной Греции – в Аттике, основав здесь монастырь «Параклиту», в котором нашли воплощение лучшие черты афонского устава и жизни. Свою любовь к монахам-святогорцам, с которыми отец Херувим общался на протяжении своего недолгого пребывания на Афоне, он выразил в серии книг «Современные святогорские образы», а также в книге «Из удела Божией Матери».
В 1942 году, в связи с болезнью, отец Херувим вынужден был покинуть Афон и вернуться в Пиреи, в отчий дом. Здесь он основал небольшое братство «Утешитель» (Параклит), которое развило значительную катехизическую и издательскую деятельность. В отличие от большинства подобных братств той эпохи, «Утешитель» был ориентирован на монашескую жизнь и поэтому постепенно, начиная с 1963 года, был преобразован в знаменитый монастырь Утешителя (Параклиту) возле селения Оропос в Аттике. Отец Херувим был основателем и игуменом этой обители вплоть до своей блаженной кончины 22 августа 1979 года.
В настоящий момент игуменом монастыря «Параклиту» является отец Тимофей, известный своими тесными связями с Русской Православной Церковью, а также издательской и переводческой деятельностью.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ГРЕЧЕСКОМУ ИЗДАНИЮ
Наш старец, архимандрит Херувим, незадолго до перехода из временной жизни в вечность (22 августа 1979 г.), оставил нам в наследие замечательное духовное сокровище – воспоминания о своей жизни на Святой Горе, которые едва успел записать перед кончиной.
Изумляет тот факт, что, несмотря на его молодость и кратковременность пребывания на Афоне, чистая жаждущая душа юноши успела наполниться ароматом истинной монашеской святогорской традиции и напитаться от благоуханных цветов этого земного рая – великих монахов той эпохи, которые навсегда оставили неизгладимый отпечаток в душе тогда еще молодого отца Херувима.
Приснопамятный старец, опуская все темное, «человеческое», чему случалось быть у отцов, которых он знал, подобно переборчивой пчеле собирал с афонских цветов лишь то, что имело духовную ценность, и вливал этот духовный нектар глубоко в свое сердце. Он сохранил его невредимым и чистым и передал его, как многоценное сокровище, нам – своим духовным чадам. Этим нектаром на протяжении всей своей земной жизни питался он сам, а также в течение тридцати пяти лет непрестанно питал нас и множество других монахов и мирян.
Просвещенный от Утешителя Духа и побуждаемый просьбами братьев обители, он решил, что нельзя, чтобы такое духовное богатство было утеряно. Так появилась книга, получившая название «Ностальгические воспоминания из удела Божией Матери».
Любовь не позволяет нам удерживать это бесценное наследие только для себя. И теперь мы преподносим его – как он и сам того хотел – нашим братьям монахам и мирянам, во славу Бога в Троице, в честь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, Смотрительницы Святоименной Горы и в память нашего блаженного старца.
Святая обитель Утешителя (Параклиту)
8 ноября 1981 года.
Праздник Архистратига Михаила
Архимандрит ТИМОФЕЙ
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Шестое августа 1938 года. Пароход «Самос» совершает свой обычный рейс: Пиреи – Александруполь – Кавала – Фессалоники. Ему предстоит пройти множество островов и зайти во множество портов. Одним из его пассажиров являюсь я.
Мы вышли из Кавалы и, преодолевая последний отрезок нашего пути, направились к Фессалоникам. Вскоре вдалеке показалась конусообразная громада Афона.
Навалившись на борт на самом носу корабля, я весь прикипел к ней взглядом, наблюдая, как во всем своем величии она выплывает из моря. Она настолько потянула меня к себе, что я невольно стал искать способ помочь кораблю ускорить свой ход. Вскоре мы подошли ближе. Один за другим стали появляться монастыри – неприступные крепости, построенные, чтобы быть многовековым свидетельством веры и стремления человека к Богу.
С тех пор как мне исполнилось четырнадцать лет, живописные рассказы двух афонских подвижников, иеромонахов Паисия и Хрисанфа, составили в моей душе образ Святой Горы как такого места, которое, находясь на земле, достигает неба. Пламенная любовь к этому святому месту подтолкнула меня к решению уйти туда и поселиться там навсегда. Я принял это решение сам, никому ничего не сказав.
Мы пристали в Дафни [2]. Несколько лодок на веслах приблизилось к кораблю, чтобы забрать пассажиров. Едва моя нога коснулась суши, как первой моей заботой стало преклонить позади какого-то старого здания колени и с благоговением облобызать эту святую землю. И я выполнил свой обет, данный когда-то: «Если Божия Матерь удостоит меня когда-нибудь попасть на Святую Гору, то первое, что я сделаю, – это облобызаю ее землю».
Первым делом я отправился в Карею [3] – столицу Святой Горы, где мне нужно было получить диамонитирион [4] – документ, обязательный для всех паломников. По пути я не мог насмотреться на необъятные густые леса, источники с кристально чистой водой. Мною овладела какая-то торопливость, любопытство увидеть, услышать, узнать как можно больше об этом святом месте, которое так волновало, так притягивало меня с детских лет.
Монахи, которые встречались мне по пути, с котомками за плечами и четками в руках, оживляли во мне рассказы, услышанные с ранних лет.
Карея утопала в зелени. Стояла августовская жара, однако душистый ветерок повсюду разносил прохладу. Вечером я остановился в одной гостинице. Это был мой первый вечер на Святой Горе.
Утром я опять пешком пошел в Дафни. Там толпилось множество рыбаков, монахов, жандармов [5], рабочих. Наибольшее впечатление на меня произвел вид дяди Георгия – офицера с длинной белой бородой и двуглавым орлом, украшавшим его головной убор [6]. Движение и жизнь в Дафни вызвали во мне какое-то скорбное чувство, причину которого я не мог определить. В толпе я заметил монаха с радостным лицом и благородной внешностью. Он подошел ко мне и с большой добротой в голосе сказал:
- Выражение монашеского опыта - Старец Иосиф Исихаст - Религия
- Казанская икона Божией Матери - Анна Чуднова - Религия
- Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников - Варсонофий - Религия
- Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников - Варсонофий и Иоанн - Религия
- Житие старца Паисия Святогорца - Иеромонах Исаак - Религия
- Жизнеописание и духовное завещание великого учителя дзогчен Лонгчена Рабджама - Лонгчен Рабджам - Религия
- Вопросы священнику - Сергей Шуляк - Религия
- Пути Русского Богословия. Часть II - Прот. Георгий Флоровский - Религия
- Афонские монашеские молитвенные дневники - Феодосий и Никодим Карульские - Религия
- Хиландарский устав - Савва Сербский - Религия