Исповедь и причастие - Татьяна Терещенко
- Дата:17.06.2024
- Категория: Религия и духовность / Религия
- Название: Исповедь и причастие
- Автор: Татьяна Терещенко
- Просмотров:1
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Исповедь и Причастие
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
(Мк. 2, 17)Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь Пребывает во Мне, и Я в нем
(Ин. 6, 56)Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви №
ИС 12-214-1281
Предисловие
Сам Господь наш Иисус Христос указал на необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Спаситель сказал: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Из этих Его слов ясно, что без Причастия, потому что здесь речь идет именно о Причащении Святых Таин, мы – не с Богом, мы – не христиане. Но при этом надо помнить, что Таинство Причащения не является какой-то повинностью. Это, наоборот, величайший дар, посланный нам Господом.
В Таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, с Богом. Но, причащаясь одного и того же Тела и той же Крови нашего Спасителя, причащаясь от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом. Мы больше сознаем, что мы дети одного Отца, Бога, и что мы все братья и сестры. Следовательно, мы все должны любить друг друга, жить в мире, согласии и любви.
Представим себе круг, в центре которого находится Христос, а мы, христиане, на окраинах, на окружности.
Если мы все начнем приближаться к центру, ко Христу, мы будем приближаться и друг к другу. В Церкви Христовой это достигается причащением, совместной молитвой, даже обрядами.
Само Таинство Причастия было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечери: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).
Но вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27–30). Если мы задумаемся над этими апостольскими словами, то они неизбежно приведут нас к необходимости очищения, то есть к покаянию, то есть на исповедь.
Поэтому по обычаю Русской Православной Церкви Таинства Покаяния и Причащения неразрывно связаны, следуют непосредственно одно за другим.
В этой книге мы и будем говорить об этих двух Таинствах, расскажем, как к ним готовиться, как они совершаются.
Исповедь
Что такое исповедь?
Начнем наш разговор с исповеди, так как она предшествует Причащению.
Таинство Покаяния, или Исповеди, – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Оно совершается во время исповеди, когда человек перед священником называет свои грехи. Во время исповеди человек, с раскаянием исповедующий свои грехи перед Богом, получает от Него разрешение и прощение исповеданных грехов.
По определению Православного Катехизиса, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Чинопоследование исповеди
Священник читает обычное начало молитв
50-й псалом
Тропари
Иерейские молитвы
Обращение к кающемуся «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»
Собственно исповедь
По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили[1] на голову кающемуся и читает разрешительную молитву
Кающийся целует Евангелие и крест
Сущность Таинства Исповеди, или Покаяния
«Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» – это молитва, предваряющая нашу исповедь. То есть молитва сообщает нам, что мы стоим прямо перед Богом. Так же будет, когда мы умрем, и в каком-то смысле Исповедь – это репетиция того, что будет, когда мы после смерти окажемся на суде, Господь нас встретит за гробом. Он все знает про нас, нет смысла что-то скрывать, лгать, претворяться. Но здесь, на исповеди, мы открываем все дурное про себя сами, по собственной воле, в надежде на помощь Божию в нашем исправлении, очищении.
Пока не поздно, пока еще есть шанс измениться, стать хоть немного лучше, очиститься от грязи греховной, чтобы там, после жизни, предстать пред Богом по возможности очищенными и готовыми к этой встрече.
Грех – это грязь, приставшая к нашим душам, а исповедь – это «водные процедуры», – душ, ванна, баня, – омывающие душу от этой грязи духовной. Грех – это отрава для души, а исповедь – лечение, очищение ее от всяких токсичных веществ. Мыться посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие места. В нашем случае таким богоустановленным местом является Святая Церковь.
Если же смотреть на грех как на болезнь, тогда Церковь – больница, а исповедь – лечение болезни. Исповедь здесь можно сравнить с операцией по удалению опухоли (греха), а последующее за ней Причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых – с послеоперационной терапией по заживлению и восстановлению организма (души).
И наконец, исповедь нужна, чтобы попросить прощения у Господа за нанесенные Ему нами оскорбления. Любой грех есть оскорбление Бога – и как ослушание воли Небесного Отца, и как участие в распинании Сына Божия Иисуса Христа.
Господь, конечно же, бесконечно милосерден. Он действительно в Своей безмерной любви терпит то, что не стерпел бы ни один человек на Земле, даже убийство Своего единственного Сына. Но Господу мы сами должны дать возможность проявить это милосердие: извиниться перед Богом, попросить у Него прощения, – потому что нераскаянный грех сам не допускает к себе милосердие Божие.
Итак, чтобы получить прощение своих грехов, нам нужно в них покаяться – исповедаться. Чтобы очиститься от грязи душевной, чтобы излечиться от опухоли греховной, нам нужно прибегнуть к очистительному, исцеляющему Таинству, нужно принять этот дар Божий – Таинство Исповеди. При этом мы должны от всего сердца верить в Бога, понуждать себя к исполнению Его заповедей, сокрушаться о своих грехах, каяться в них – и тогда можно надеяться на милосердие Божие… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, – говорит нам Иисус Христос (Мф. 9, 13).
Конечно, для исповеди нужна наша решимость – прийти и встать перед Богом, и открыться Ему, и попросить: «Господи, прости и помоги!»
Почему исповедовать грехи надо перед священником?
Так установил Сам Христос. Он говорил Своим ученикам: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; но ком оставите, но том останутся (Ин. 20, 22–23). С тех пор апостолы, а от них православные епископы и священники получили чудесную силу «вязать и решить грехи», то есть отпускать, прощать грехи и накладывать церковное наказание.
Кто-то может спросить: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного Таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но если, к примеру, человек провалился в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь грязный, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Чтобы смыть грязь, нужен источник чистой воды. Так вот чистая вода для души, чтобы ее отмыть, и есть благодать Божия, источник этой воды – Церковь Христова, а Таинство Исповеди – это процесс омовения.
В Свое время Господь дал власть прощать грехи апостолам, от которых эта власть перешла к епископам и священникам, вплоть до ныне здравствующих. Для того чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют власть прощать, эти грехи должны быть названы, то есть мы должны исповедать их и засвидетельствовать перед священнослужителем свое раскаяние. Вне Церкви, без посредничества священника, к сожалению, даже если человек и жалеет, сокрушается о своих дурных делах, – освобождения от них ему не получить.
Не надо при исповеди стесняться или бояться батюшку. Священник, как сказано в молитве, есть «только свидетель», он должен засвидетельствовать, что человек действительно кается. Исповедь – это Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он дает священнику почувствовать, что оно совершилось. Господь так устраивает, что, если человек кается глубоко, открывая даже самые страшные грехи, в душе иерея Божия – радость. Это для священника духовный праздник, потому что кающийся человек преодолевает самого постоянного и трудного своего противника – самого себя. Он одерживает над собой духовную победу, и священник свидетельствует, что да, она действительно совершилась. Это радость, о которой говорит Господь: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).
- «Воскресение Христово видевше…» - Николай Посадский - Религия
- Вопросы священнику - Сергей Шуляк - Религия
- Жития русских святых. В 2 томах. Том 1: Март-август - Олег Власов - Религия
- В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) - Святитель Игнатий (Брянчанинов) - Религия
- Аскетические опыты. Том 1 - Святитель Игнатий (Брянчанинов) - Религия
- Молитвослов православного воина - Сборник - Религия
- Житие преподобного Серафима для детей - Архимандрит Тихон (Шевкунов) - Религия
- Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве - Михаил Новоселов - Религия
- Иисус Христос – Сын Человеческий - Джебран Халиль Джебран - Религия
- Во что верят православные христиане - еп.Иларион Алфеев - Религия