Рейтинговые книги

Введение в современное православное богословие - Карл Фельми

Уважаемые читатели!

Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.

0/0
Описание онлайн-книги Введение в современное православное богословие - Карл Фельми:
Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.
Читем онлайн Введение в современное православное богословие - Карл Фельми

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 26

Карл Христиан Фельми (диакон Василий)

Введение в современное православное богословие

Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви № ИС14-322-2744

Предисловие ко второму русскому изданию

Кто хочет плавать, тот должен когда-то познакомиться с водой. Точно так же вера христианина не полна без церковного опыта. Это мне впервые стало ясно, когда я, будучи молодым студентом, изучал лютеранское богословие. В то время я жил в церковной общине, где каждое воскресенье совершалась Святая Евхаристия. Длинная молитва по восточной традиции подкреплялась верой всех молящихся, что хлеб и вино претворяются в самое тело и самую кровь Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

В то же самое время я принимал участие в семинаре по Новому Завету о Тайной вечери, который возглавлял профессор, считавшийся специалистом по этому предмету. Сомнения у меня возникли не из-за того, что он использовал критические методы. Наоборот. Чем дальше, тем больше я считаю, что эти методы важны, во всяком случае неизбежны и часто полезны для более глубокого понимания основ нашей веры. Но мне показалось, что у этого профессора отсутствовал церковный опыт Евхаристии. В результате при правильных научных выводах все стояло на неправильной основе. Без церковного опыта нельзя постичь евхаристическое богословие!

Это было коренное событие, которое заставило меня задуматься и более серьезно оценить значение церковного опыта. Но было и другое. Много лет спустя, когда я был уже профессором богословия, мы с группой студентов на Пасху посетили православного священника. Он начал богословскую беседу о Filioque, об иерархии, о форме и материи таинств и т. д. У священника, наверное, был церковный опыт, но он не был связан с его богословским мышлением. Для него богословие являлось рядом правильных предложений, оторванных от церковного опыта. Нельзя оспаривать важность правильных предложений, они нужны, особенно те, что в Символе веры и в оросах (οροί) Вселенских соборов. Они определяют и охраняют правую веру. Они отделяют субъективное мышление и переживание с одной стороны от церковного опыта с другой. Правильные предложения необходимы для веры Церкви. Но они – не самая вера. Церковь живет не предложениями, но опытом, который эти предложения выражает. Эти выводы, конечно, не ограничиваются православием, но для меня стали особенно убедительными православные богословы, потому что в православии сфера церковного опыта шире и богаче, чем где-нибудь еще.

Когда много лет тому назад мне поручили написать введение в православное богословие, я хотел выразить именно это. Поэтому я отдал предпочтение православным авторам, богословское мышление которых образовалось этим опытом и которые основывают богословие на том, что испытывает церковная вера.

Моя книга «Введение в православное богословие» к настоящему времени переведена на русский, итальянский, румынский, испанский, польский и болгарский языки. Это значит, что православные и западные читатели принимают книгу как достоверное изложение православной веры. За это я от всей души им благодарен.

Главная цель моей книги – показать сокровища православия православным и инославным читателям. Это я расцениваю как мой вклад в диалог и более глубокое взаимопонимание между христианами западной и восточной традиции.

Я очень благодарен Евгению Михайловичу Верещагину за перевод и прот. Александру Троицкому за проверку первого издания. Дополнения ко второму изданию я сам написал на русском языке. Я глубоко обязан Аркадию Михайловичу Костерину (Нюрнберг) и особенно прот. Александру Троицкому за проверку и корректуру этих частей.

Особую благодарность хочу выразить о. Георгию Кочеткову и сотрудникам СФИ за осуществление второго издания.

Эффельтрих, 1/14 января 2012 г.

день св. Василия Великого

Карл Христиан Фельми

(диакон Василий)

Список сокращений

БВ

Богословский Вестник, издаваемый Императорской Московской Духовной Академией. Сергиев Посад

БТ

Богословские Труды. Москва

ВРХД

Вестник Русского Христианского Движения. Париж. Другие варианты: ВРХ(Ст)Д, ВРСХД

ЖМП

Журнал Московской Патриархии. Москва

ПравМысль

Православная Мысль. Париж

ПравСоб

Православный Собеседник. Издание Казанской Духовной Академии. Казань

Путь

Путь. Орган Русской Религиозной Мысли под редакцией Н. А. Бердяева, при участии Б. П. Вышеславцева. Париж

РБС

Русский Биографический Словарь. Reprint New York, 1962

XЧт

Христианское Чтение. Ежемесячный журнал при С.-Петербургской Духовной Академии. Санкт-Петербург

ACO

Acta Conciliorum Oecumenicorum. Hg. Eduard Schwartz. Ber lin, 1914 и слл.

Cath.

Catholicisme. Paris

Conc.

Соncilium (разные места)

Contacts

Revue Française de l’Orthodoxie. Paris

Diak.

Diaconia. Athens

DThC

Dictionnaire de théologie catholique. Paris

ECQ

Eastern Churches Quarterly. Ramsgate

EvTh

Evangelische Theologie. München

FC

Fontes Christiani. Freiburg

FZPhTh

Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie

GOTR

Greek Orthodox Theological Review. Brooklyn. Mass.

GuL

GuL Geist und Leben. Zeitschrift für Aszese und Mystik Würzburg

IKZ

Internationale Kirchliche Zeitschrift. Bern

Irén.

Irénikon. Chevetogne

JLH

Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. Kassel

JMP

Journal of the Moscow Patriarchate. Moscow

KD

Kerygma und Dogma. Göttingen

KO

Kirche im Osten. Göttingen

Kyrios

Kyrios. Berlin

LThK

Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg–Basel–Wien

Messager

Le Messager. Supplément de langue française au périodique de l’Action Chrétienne des Étudiants Russes. Paris

Messager Orthodoxe

Le Messager Orthodoxe. Paris

MySal

Mysterium Salutis. Einsiedeln

ÖR

Ökumenische Rundschau. Stuttgart

OrChrAn

Orientalia Christiana Analecta. Roma

OrChrP

Orientalia Christiana Periodica. Roma

Ort

Ortodoxia. Bucureşti

OrthFor

Orthodoxes Forum. St. Ottilien

OS

Ostkirchliche Studien. Würzburg

PG

Patrologiae cursus completus. Accurante Jacques-Paul Migne.

Series Graeca

PL

Patrologiae cursus completus. Accurante Jacques-Paul Migne.

Series Latina

RE

Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche.

Gotha

RGG

[Die] Religion in Geschichte und Gegenwart. Tübingen

RITh

Revue Internationale de Théologie. Internationale Theologische Zeitschrift. Bern

RTL

Revue Théologique de Louvain. Louvain

SC

Sources Chrétiennes. Paris

SOrth

Stimme der Orthodoxie. Berlin

StLi

Studia liturgica. Rotterdam

SVSQ

St. Vladimir’s Seminary Quarterly. Crestwood NY

SVTQ

St. Vladimir’s Theological Quarterly. Crestwood NY

TEE

Θρεσκευτικὴ καὶ ἠθικὴ ἐγκυκλοπαιδεία. Ἀθήναι

Theol(A)

Θεολογία. Ἀθήναι

TRE

Theologische Realenzyklopädie. Berlin–New York

US

Una Sancta. Meitingen

ZKG

Zeitschrift für Kirchengeschichte. Stuttgart

ZKTh

Zeitschrift für Katholishe Theologie. Wien

Список основной литературы

Богослужебные книги

Великий Сборник : В 3 ч. Jordanville, NY, 1951–1956.

Канонник. М. : Моск. патриархия, 1986. 592 с.

Минея. Март. Ч. 1. М. : Моск. патриархия, 1984. 421 с.

Минея. Июль. Ч. 2. М. : Моск. патриархия, 1988. 512 с.

Минея. Август. Ч. 2. М. : Моск. патриархия, 1989. 432 c.

Октоих, сиречь Осмогласник : [В 2 т.]. [Т. 1]. С 1-го гласа по 4-й. М. : Моск. патриархия, 1962. 713 c.

Октоих, сиречь Осмогласник : [В 2 т.]. [Т. 2]. С 5-го гласа по 8-й. М. : Моск. патриархия, 1962. 672 c.

Православный Молитвослов. М. : Издательский совет РПЦ, 2007. 381 c.

Псалтирь следованная : В 2 ч. М. : Моск. патриархия, 1978.

Служебник : [В 2 ч.]. М. : Моск. патриархия, 1977. 606 с.

Требник : В 2 ч. Ч. 1. М. : Моск. патриархия, 1979. 287 с.

Требник Петра Могили : Перевідання з оригіналу што появівся у друкарні Киево-Печерскої Лаври 16 грудня 1646 року / Упорядкував Аркадій Жуковский. Виданна Українскої Автокефальної Православної Церкви в Австралії і Новій Зеляндії Наукового Товариства ім. Шевченка в Еврош. Академічного Видавництва д-ра Петра Белея. Канберра; Мюнхен; Паpиж, 1988. 430 с.

Триодь Постная : [В 2 ч.]. М. : Моск. патриархия, 1974.

Триодь Цветная. М. : Моск. патриархия, 1992. 335 л., [40] л. нот.

Чиновник архиерейскаго священнослужения : В 2 кн. Кн. 2. М. : Моск. патриархия, 1983. 175 с.

L’Eucologio Barberini gr. 336 / A cura di S. Parenti, E. Velkovska. 2 ed., riveduta con traduzione italiana. Roma, 2000. 426 p.

Εὐχολόγιον το Μέγα τῆς κατὰ ἀνατολᾶς ὀρθοδόξου καθολικῆς ἐκκλησίας, περιέχον τᾶς τῶν ἑπτὰ μυστηρίων ἀκολουθίας σπουδῇ καὶ ἐπιστασίᾳ Σπυριδόνος Ζέρβου ἱερομονάχου. Ἀθῆναι, 1980. 696 σ.

Древнецерковные и византийские отцы

Василий Великий, свт. О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. М. : Тип. А. Семена, 1846. С. 231–356.

Григорий Палама. Слова / Вступ. ст. M. Бъчваров, Н. Кочев. София, 1987. 199, 56 с.

Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры / Пер. с греч. А. Бронзова. СПб. : Изд. И. Л. Тузова, 1894. LXXII, 272, CXV, VI с. (См. также: Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры / Пер. с греч. А. Бронзова. Репр. воспр. изд. 1894 г. М. : Ладья, 1998. 464 с.)

Писания мужей Апостольских / Введ., пер. и прим. прот. П. Преображенского. Рига : Латвийское библейское общество, 1994. 442 с.

Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam // PL. 14. 1607–1944.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 26
На этой странице вы можете бесплатно читать книгу Введение в современное православное богословие - Карл Фельми бесплатно.

Оставить комментарий