Рейтинговые книги

Земные наши заботы - Иван Филоненко

Уважаемые читатели!

Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.

0/0
Описание онлайн-книги Земные наши заботы - Иван Филоненко:
В книге Ивана Филоненко собраны его лучшие очерки последних лет, печатавшиеся в журналах «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Сельская новь» и в других изданиях. Герои очерков — наши современники, труженики Нечерноземья, люди, посвятившие свою жизнь преобразованию коренных земель России. Читатель найдет здесь размышления о перспективах дальнейшего развития колхозной деревни, о роли науки в решении Продовольственной программы партии, о морально-этических факторах, влияющих на жизнь сегодняшнего села.
Читем онлайн Земные наши заботы - Иван Филоненко

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 72

Иван Филоненко

ЗЕМНЫЕ НАШИ ЗАБОТЫ

Встречи и размышления

В новой книге Ивана Филоненко собраны его лучшие очерки последних лет, печатавшиеся в журналах «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Сельская новь» и в других изданиях. Герои очерков — наши современники, труженики Нечерноземья, люди, посвятившие свою жизнь преобразованию коренных земель России. Читатель найдет здесь размышления о перспективах дальнейшего развития колхозной деревни, о роли науки в решении Продовольственной программы партии, о морально–этических факторах, влияющих на жизнь сегодняшнего села.

Художник Николай КРЫЛОВ

© Издательство «Советский писатель» 1983 г.

Я С ПОКЛОНОМ К ТЕБЕ…

(Вместо предисловия)

Хлеб… Помню я те далекие, но будто бы и совсем недавние годы, когда мы, мальчишки, чтобы отоварить хлебную карточку, собирались у ларька с вечера. Занимали очередь, всю ночь толкались, развлекались, как могли, лишь бы не озябнуть, лишь бы скоротать время, забыть о голоде и дождаться утра, когда от пекарни покажется фургон чуть больше собачьей конуры, водруженный летом на телегу, зимой — на сани, когда откроется наглухо закрытое досками окошко ларька, когда объявят сурово и неумолимо: «Хлеб сегодня получат столько–то человек».

И наступала тишина — каждый молча смотрел на номер, написанный на ладони химическим карандашом. Но тишина и смотрение продолжались лишь мгновение. Начиналось движение: счастливчики втискивались на свои места так плотно, что уже никакая сила не могла, вырвать, вытолкнуть их из очереди, как никакой силой, если прозевал этот момент, не вклиниться было в очередь, а значит, и не добраться до заветного окошка, и номер на ладони оказывался «пустым номером» в буквальном смысле. Значит, скажут дома, зря всю ночь прогулял. Значит, придется «зубы на полку» до следующего утра.

Но уж если повезло — радость в доме и лад, потому что не было ничего дороже хлеба, тоже в буквальном смысле. Любые драгоценности — золото, кольца, — предлагавшиеся в обмен, лишь окидывались небрежным взглядом. Все это презрительно именовалось «барахлом». А на барахло кто же поменяет; кто отдаст краюху ржаного хлеба, кто же отдаст жизнь за безделушки?

Многие мальчишки ушли в те годы из школы в поле — недоучившись, не набегав отмеренное на ребячий век количество километров по лесам, оврагам, улицам. Пошли растить хлеб. На смену отцам, которые были на фронте.

— Помню майский день сорок второго. Посевная. Я взял горсть пшеницы — и вдруг… нет, не понял, скорее почувствовал, как чувствуют боль или радость: в моих мальчишеских руках — жизнь…

Эти слова скажет через тридцать с лишним лет знатный хлебороб Василий Макарович Чердинцев. А я слушал его и думал: да это же он и кормил меня хлебом. Не только меня, многих. А было Васе чуть больше пятнадцати, когда доверили ему сеялку и широкое поле, которое засеять надо. Хорошо засеять, чтобы добрый хлеб вызрел.

— Это деталь можно другую сделать, если ошибся, брак допустил. У хлебороба такой возможности нет — не пересеешь, — добавил он задумчиво.

Не пересеешь… Пожнешь то, что посеешь… Истина, ставшая пословицей, которой политик пользуется и воин, воспитатель и юрист, и вовсе не в речах о хлебном поле.

И я впервые с такой четкой ясностью понял: а ведь именно труд хлебороба и является своего рода пробой для всего человечества, мерой совести и отношения к делу, к жизни: от добра добро взрастишь, от зла — зло. Словом, неминуемо пожнешь то, что посеешь. И не исправить ошибку, брак, потому что природа не стоит на месте, в природе всему свой срок, требующий от человека разумных действий. Неразумные ей не нужны — за них она наказывает.

Через всю свою жизнь пронес Василий Макарович то первое осознание своей роли, своего места на земле. И каждый раз, выводя сеялки в поле, волновался: не оплошать бы! Весне не скажешь: подожди. Весна, как и прожитый день, не повторится. Каждую жатву испытывал счастье, глядя, как течет из бункера в кузов машины золотое зерно. Каждую осень с торжественным благоговением брал в руки каравай из новины, из хлеба нового урожая — и напоминал он ему широкое поле с волнующимися на ветру колосьями, бесконечные валки, трудную жатву. Да, трудную, потому что не бывает легких жатв, не припомнит таких на своему веку ни один хлебороб.

Были и урожайные годы, и недороды, было радостно на душе и тяжко.

Радостно, когда колос крупный и полный, когда голубое небо над спелой нивой, когда ночи звездные, безоблачные, когда комбайн «настроен» на работу. Да, именно настроен: идет и идет послушно, ровно гудит мотор, мерно вращается мотовило и шуршат по полотну колосья, течет в бункер зерно, а из бункера — в машину, идущую рядом с комбайном. И похожи в эти минуты комбайн и машина на птицу и птенца, которого птица кормит. И вот он, накормленный, отяжелевший, медленно и неуклюже «улетает» от нее, чтобы снова вернуться с пустым кузовом. Пахнет землей, сухим зерном и соломой.

Тяжко, когда бежит–бежит комбайн, а в бункере все еще пусто, в бункере мелкое, сморщившееся зерно, не успевшее наполниться силой. Тяжко, когда и колос крупный, и комбайн настроен на работу днем и ночью, и руки у комбайнера зудят, а небо словно прохудилось: льет и льет дождь, придавливая хлеба к земле.

И надо с собой справиться, чтобы руки не опустились, надо как–то одолеть невзгоды. Тут уж не только мастерство нужно, но и сила души, укрепленная сознанием: всему начало — хлеб, и в прежние времена, и ныне.

Спросите сегодня любого школьника, с чего начиналась хозяйственная деятельность человечества? Каждый скажет, начиналась она с земледелия и скотоводства. Нет, это были вовсе не профессии, это было всеобщим занятием, цель которого — прокормить себя, одеть и обуть. Промыслы, профессии родились позже. Но, опять же, рождались они, как теперь мы говорим, на базе сельскохозяйственного производства. Сырьем для первых мастеровых служила продукция земледелия и скотоводства: кожа, шерсть, волокно. Им, земледельцам и мастеровым, нужны были орудия труда, к тому же все более совершенные, облегчающие труд и обеспечивающие его эффективность. С производства этих орудий началось зарождение промышленности.

Однако кормильцем всех и каждого, в буквальном смысле этого слова, во все времена оставался человек, работающий на земле. Он производил и производит продукты питания, он поставляет сырье, без которого и сегодня не может обойтись почти ни одна отрасль народного хозяйства.

Посудите сами, в розничном товарообороте страны продукты питания и товары, изготовленные из сельскохозяйственного сырья, составляют более 70 процентов. Почти три четверти фонда народного потребления сегодня — это продукция сельского хозяйства и товары, производимые из сельскохозяйственного сырья. Эта отрасль служит также крупным источником социалистических накоплений, необходимых для решения общенародных задач. В этой отрасли создается почти треть национального дохода страны. В ней сосредоточена пятая часть производственных фондов и четвертая часть работающих в народном хозяйстве.

Без прочной сельскохозяйственной базы, подчеркивал Владимир Ильич Ленин, невозможно никакое хозяйственное строительство. Невозможно ни сейчас, ни в будущем. Невозможно потому, что производство продуктов питания, писал Карл Маркс, является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще.

Вот почему в нашем общественном сознании никогда не притупляется беспокойная мысль о деревне. Ни выдающиеся открытия, обещающие человечеству великие блага, ни мечты о космических полетах и жизни на иных планетах не могут отвлечь нас от забот о земле–кормилице, о ее сеятелях. Потому что знаем и всегда помним: материальное и духовное благополучие общества, как и каждого из нас, во многом зависит от состояния сельского хозяйства.

Вспомним вот эти строки из трудов великого русского ученого–естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева: «Возделывающий землю, хотя он сам этого не сознает, является жизненной опорой всей нации, — это он, а не кто другой, создает в самом прямом смысле слова те условия, без которых не работали бы ни ее руки, ни ее мысль. Он не только непосредственно кормит и одевает ее в настоящем, но он же еще заботится о сохранении всей возделываемой площади земли в состоянии постоянной пригодности для будущих возрастающих потребностей…»

Высокая, многотрудная должность! Исполняемая под переменчивым небом. И чтобы добиться успеха, без которого никакой труд не в радость, земледельцу надо быть в постоянном творческом поиске — в живом деле, каким является сельское хозяйство, шаблон противопоказан, тут шаблонным решением можно погубить все дело. Да и жизнь не стоит на месте, и все время нужно искать новые формы организации труда и управления производством. Нужно совершенствовать условия бытия, чтобы социально–экономическая обстановка была наиболее благоприятной для самого человека, возделывающего землю.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 72
На этой странице вы можете бесплатно читать книгу Земные наши заботы - Иван Филоненко бесплатно.
Похожие на Земные наши заботы - Иван Филоненко книги

Оставить комментарий