Вронский. Сценарий невышедшего фильма - Йован Маркович
- Дата:08.05.2024
- Категория: Проза / Русская современная проза
- Название: Вронский. Сценарий невышедшего фильма
- Автор: Йован Маркович
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Вронский
Сценарий невышедшего фильма
Йован Маркович
Литературные редакторы Флора Перевалова, Ольга Симонова
Дизайнер обложки Александр Джурович
© Йован Маркович, 2017
© Александр Джурович, дизайн обложки, 2017
ISBN 978-5-4485-8408-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О Золотом Витязе
Международный Кинофорум «Золотой Витязь» появился на поле Российской культуры в самое тяжёлое для нашей страны время, в начале 1992 года. Для кого-то девиз, провозглашённый Кинофорумом: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека», был странным (какая «нравственность», какое «возвышение души» во время оголтелого нашествия пошлости и рынка?); для других «Золотой Витязь» стал надеждой на выживание и спасение.
Минуло более четверти века мужественного стояния армии «Золотого Витязя». Он превратился в значимое культурное движение – Международный Славянский форум всех искусств, ведущий оборону за подлинный кинематограф, театр, музыку, литературу, живопись. Девиз «Золотого Витязя» стал краеугольным камнем Указа Президента России об «Основах государственно-культурной политики». «Золотой Витязь» сплотил вокруг себя десятки тысяч единомышленников из 60 стран мира, собрал более 8000 фильмов, тысячи деятелей культуры, создал Славянский Творческий Союз, объединивший 11000 деятелей всех видов искусства из 15 стран Славянского мира. Специально для «Золотого Витязя» снимаются фильмы, ставятся спектакли, пишется музыка, живописные полотна и литературные произведения. «Золотой Витязь» стал мировым брендом, светоносным маяком во мраке вседозволенности, вырождающегося и агонизирующего пост-модернизма.
Особое значение для нас имеет Международный Славянский литературный форум «Золотой Витязь», одним из основоположников которого стал выдающийся русский писатель Валентин Распутин. Форум крепнет год от года, становясь одним из самых престижных литературных конкурсов Славянского мира. Лучшие литературные произведения, удостоенные приза «Золотой Витязь», регулярно переводятся и печатаются крупнейшим издательством Сербии.
Вслед за великим Гоголем можно и сегодня повторить его пронзительные слова: «Сейчас идёт бой. Самый главный бой. Бой за душу человека». «Золотой Витязь» с надеждой смотрит в будущее и не складывает оружия, понимая, что главные бои – впереди.
Президент МСФИ «Золотой Витязь»Председатель Общественной Палаты Союзного государстваЗаместитель Председателя Общественного Советапри Министерстве культуры РФЧлен Патриаршего Совета по культуреНародный артист России Н. П. БурляевПредисловие
В истории отношений сербов и русских не было столь значительного события, исторической аутентичности и такой символичности, как совместная борьба против турок в конце 19 века.
Автор этого замечательного сценария Йован Маркович, знаменитый сербский писатель, деятель культуры и один из самых известных сербов нового времени, занимающихся развитием культурных связей между Сербией и Россией. Многие годы он представляет сербскую кинематографию на фестивале художественных и документальных фильмов «Золотой Витязь». Этот кинофестиваль проходит во многих городах по всей России. В рамках этого фестиваля проводятся дискуссии, обсуждения и обмен опытом между кинематографистами со всего мира. Йован Маркович отмечен высокими наградами за свою литературную и кинематографическую деятельность со стороны России и Сербии.
Но вернемся к героям драмы, которая уже больше века привлекает внимание читателей, писателей и критиков. Известный полковник русской армии Николай Николаевич Раевский послужил Льву Толстому прототипом его героя Алексея Вронского в романе «Анна Каренина».
В 1876 году Сербия вела войну с Турцией. Из многих стран в Сербию приезжали добровольцы, но больше всего их было из России. Среди них – Николай Николаевич Раевский, потомственный дворянин, внук генерала Николая Раевского, воевавшего с Наполеоном.
Еще до того, как Сербия вступила в войну, в 1876 году, Раевский несколько раз с разведывательной миссией пересекал Боснию как посланник царя Александра II и проезжал по местности будущих военных действий. Свои послания он адресовал правителям Сербии и России.
Николай Раевский приезжает в Сербию, чтобы воевать на стороне сербов. Народная молва гласит, что за несколько мгновений до своей смерти на поле боя, он завещал: «Если погибну, оставьте мое сердце в Сербии, а тело перевезите в Россию». Жизнь Николая Раевского оборвалалсь 20 августа 1876 года около села Горный Адровац, недалеко от Алексинца. Его тело было вначале похоронено в монастыре Святого Романа в Джунисе, затем перенесено в Белград, откуда с великими почестями отправлено в Россию. На отпевании в Соборной церкви Белграда присутствовал сербский король Милан и огромное число провожающих. По желанию Раевского, его сердце похоронено в Сербии, недалеко от Крушевца.
Хочется сказать, что текст «Вронского» содержит все лучшее в современной драме: отточенные диалоги, ярко выписанные характеры, точное знание исторических событий, драматургию, которая на всем протяжении действия не оставляет читателя равнодушным. При этом язык краток и рационален, не содержит никаких украшений.
Надеюсь, что сценарий Йована Марковича обретет своих многочисленных читателей и поклонников.
Джоко Стойчич,Писатель, магистр филологииСербия – лето, 1900 год
Утро. По лесу протекает чистый, звонкий ручей.
Слышатся визг и веселый смех.
Там, где ручей пошире, группа девочек купается, брызгается. Выйдя на берег, они надевают белые платья и украшают самую красивую из них – Йованку, надев ей на голову венок из цветов. Поют:
«Уснула Йованка на зеленой травушке, голубушка.Матушка щекотала ее травинкой:Голубушка, вставай, поднимайся, Йовонушка,Королевы пришли, моя голубушка!»
Неподалеку, на проселочной дороге, стоит карета, запряженная двумя породистыми лошадьми. Она доверху нагружена чемоданами. На облучке сидит ямщик. Вдали слышна песня.
В карете дремлет дама в черном платье, лицо ее скрыто вуалью. Холеные белые руки в дорогих кольцах указывают на благородное происхождение.
Рядом со спящей дамой, на свободном сидении, лежат трость и цилиндр.
У ручья стоит мужчина средних лет. Лицо его в мыльной пене, в руках – бритва. Он начинает бриться, глядя в повешенное на дерево зеркало.
Песня девочек все ближе и ближе.
В зеркале появляется Йованка.
Песня умолкает… Мужчина оборачивается.
Йованка и девочки, сбившиеся в кучку около нее, смущенно смотрят на незнакомых людей.
– Не бойтесь. Подойдите, – улыбаясь, говорит ямщик.
Девочки застенчиво приближаются, Йованка впереди всех.
Дама в карете просыпается, откидывает вуаль. Это красивая женщина средних лет с белоснежной кожей.
Ямщик спрашивает у девочек:
– Вы знаете, где Горни Адровац?
– Знаем. Мы из этой деревни. Здесь она, сразу за горой, – отвечает Йованка.
Дама манит рукой Йованку, та застенчиво подходит. Дама гладит ее по лицу:
– Какая ты красивая…
Йованка в смущении опускает глаза. Дама берет ее за руку:
– Как красиво тебя нарядили.
– Сегодня праздник в деревне, вот мы и…
Дама вкладывает в руку Йованки золотой.
На него попадает луч солнца, озаряет смущенное лицо девочки.
Дама улыбается:
– Возьми. Он твой.
Йованка зажимает золотой в руке. Поворачивается к своим подружкам, и они во весь дух пускаются бежать босиком через ручей.
Столетний дуб с огромными ветками и стволом. На нем вырезан крест. Это «запись» – святое место, где совершаются службы в селах, где нет храма.
К дереву прислонены иконы, а рядом с деревом – приношения: фрукты, хлеб, сыр, сало. Вокруг дуба идет крестный ход.
Впереди священник с зажженной лампадой, следом – несколько мальчиков, затем крестьяне с хоругвями, старые женщины в черных платьях с горящими свечами и, наконец, молодые женщины, девушки в белых платьях, украшенные цветами. Звучат песнопения. Слов не разобрать, слышны только женские голоса. Крестный ход останавливается. Священник поднимает руку. Пение прерывается. Священник – видный седой старик с аскетичным лицом, длинными волосами и бородой. Без правой руки. Священник начинает проповедь:
– Братья и сестры, обратимся к нашему безгрешному Богу и попросим, чтобы он простил нам прегрешения наши, вольные и невольные, которые мы учинили по молодости своей необузданной. Не отрини нас боле во время старости, когда силы человека ослабевают…
- Роды. Partus - Даница Маркович - Русская современная проза
- Золото севера - Юрий Запевалов - Русская современная проза
- Жизнь как бой - Иван Оруженосцев - Русская современная проза
- Эхо (сборник) - Ольга Реймова - Русская современная проза
- Инерционное движение - Вадим Пряхин - Русская современная проза
- Четыре дня на съемках великой битвы - Борис Носик - Русская современная проза
- Цель – Мавзолей и далее… Из морока постмодернизма в окопы Донбаса - Михаил Дмитриев - Русская современная проза
- Одинокие следы на заснеженном поле - Николай Железняк - Русская современная проза
- Витязи в ребристых шлемах. А поле боя держится на танках - Владимир Дулга - Русская современная проза
- Превосходство - Дмитрий Пшеничный - Русская современная проза