Степью лазурною, цепью жемчужною - Лариса Матрос
- Дата:01.09.2024
- Категория: Проза / Русская классическая проза
- Название: Степью лазурною, цепью жемчужною
- Автор: Лариса Матрос
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Матрос Лариса
Степью лазурною, цепью жемчужною
Лариса Матрос
"Степью лазурною, цепью жемчужною... "
Такси остановилось у одного из многоэтажных домов жилого массива Бруклина. У подъезда Марту уже ждала кузина Нелли и ее муж Сеня. Восторженные объятия, приветствия, поцелуи, перемешанные с вопросами, не прерывались до второго этажа, где располагалась квартира Нелли. С порога был виден стол, накрытый на большое количесво гостей.
-- Я тут обзвонила всех родственников, но не знаю, кто точно придет, -Нелли указала на стол. -- Это просто чудо какое-то! Я не предполагала, что когда-нибудь тебя еще увижу. Когда уезжала, мы ведь даже не попрощались по телелфону. Ты-то у нас всегда идейная была!. Как рада тебя видеть! Все такая же красавица и годы тебя не берут. Поделишья, наконец, секретом!.. -- Нелли засмеялась, обнимая кузину, и глянув на часы, добавила:
-- Уже вот-вот будет собираться публика.
-- Сеня предложил выпивку и мягкое кожанное кресло у окна, но Нелли с гостьей пошли на кухню.
-- Ну как вы тут при капитализме -- то живете? -- Марта спросила чуть иронически, между тем разглядывая располневшую, но выглядевшую свежо и жизнерадостно кузину.
-- Вначале было трудно: и депрессии, и разочарования, -- Нелли отвечала серьезно, не заметив иронии. -- Я почти год вообще не могла найти работу, хоть как-то приближенную к специальности. Потом... Алла! Я ей так благодарна!
-- Какая Алла? Это не моего ли подопечного Мишки жена?
-- Ну, конечно! Мы с ними здесь общаемся. Аллочка мне здорово помогла. Впрочем они скоро придут, и ты их увидишь. Они по-настоящему процветают. Алка- молодец! Но успех, как и убольшинства, пришел несразу. Она вначале ночами ухаживала за умирающими больными, а днем работала в госпитале.... словом, досталось... В госпитале завоевала такой авторитете, что по ее рекоменндации и меня туда приняли. Правда, с испытательным сроком, но это уже нетак важно... Я говорю об Алле.
-- В Одессе, по-моему, вы не очень-то были близки?
-- В том-то и дело! -- горячилась Нелии, -- тут иногда близкие родственники отворачиваются. А Мишка с Алкой всем помогают... Но мы еще поговорим. Тебе, наверное, надо привести себя в порядок.
Марта взяла дорожную сумку и вошла в ванную комнату. Вдруг ее охватило волнение перед предстоящей встречей с родственниками, особенно -- с Мишей и Аллой. Всякий раз воспоминания о них, с момента их отъезда, сопровожались угрызениями совести....
Поправляя прическу, она глядела в зеркало, а оно словно воспроизводило эпизоды ранней юности. Тогда после окончания школы, не поступив первый год в институт, она не знала куда себя девать. Планы были неопределнные. Где-то поздней осенью дальние родственники, с которыми она с детства встречалась на всяких семейных событиях, попросили ее позаниматься с их сыном русским языком, который ему трудно дввался. В свои одиннадцать лет мальчик зарекомендовал себя " неуправляемым ребенком", который дворовые игры предпочитал сидению над уроками и книжками.
Два раза в неделю той зимой Марта ездила учить Мишу на Пироговскую улицу, где жила его семья. Неожиданно " ученик" оказался эмоциональным ребенком, чем она решила воспользоваться в своих уроках. В одно из первых занятий, в пасмурную унылую погоду, не зная как настроить этого черноглазого, худющего непоседу на что-то серьезное, юная "учительница", ездившая к своему подопечному еще в школьном "форменном" платьи, вдруг нашла способ подобрать ключик к его душе.
Она поманила его к окну и призвала играть в отгадки- разгадки о том, что каждый их них видит, глядя на тучи, переполнявшие небо в тот день. Почувствовав эмоциональный настрой Миши, она проникновенно прочитала "Тучи" Лермонтова, а после чтения рассказала мальчику о судьбе поэта, о тоске и одиночестве, переживаемом им в период написания этого стихотворения. Мальчик попросил перечитать стих снова и вдруг, неожиданно, расплакался.
С тех пор он увлекся чтением литературы, особенно поэзии, а позднее даже стал сочинять сам.
После окончания школы Миша был призван в армию, где он продолжал сочинять стихи, которые даже были опубликованы в какой-то газете. После демобилизации, из выбранных вузов, ему удалось поступить на заочное отделение педагогического института. Он мечтал стать учителем литературы и при встречах с Мартой пересказывал содержание придуманных им пьес, в которых его будущие ученики ( по его замыслам), будут играть на школьной сцене. Но после окончания института парню удалось устроиться только в вечернюю школу рабочей молодежи, где уставшим после работы "учащимся" было не до литературы, не до поэзии. Потом он женился, обзавелся семьей, заботами, а их встречи происходили все реже и реже, даже до переезда Марты в Москву.
Она была в Одессе в то лето, когда узнала, что у Михаила готовы все документы " на выезд". Это ее крайне расстроило, она не пожелала с ним встречаться, а переданное через родственников приглашение на прощальный ужин, было отвергнуто.
Но за день до отъезда Мишиной семьи, она случайно оказалась в одном автобусе с его женой -- Аллой. Обе заметили друг друга, но не решались подойти. И, как бывает летом в Одессе, автобусная давка, свела их друг с другом нос к носу и усадила на одно сиденье.
Марте не могло не бросаться в глаза то, что Алла подавлена, растеряна и смотрит на пробегающие за окном улицы Одессы, с тоской. Видно было, что она настолько подавлена самодовольным и высокомерным видом родственницы мужа, что ей даже трудно о чем-либо говорить с ней. Марта же каждой репликой и жестом пыталась продемонмтрировать, как ей хорошо живется в этой стране, которую они покидают, и тем еще более жестоко ранила Аллау, обжигаемую страхом расставания со всем близким, знакомым и понятным... ... Сейчас к угрызениям совести добалось чувство стыда и Марта стала ощущать, что дрожь в теле все более охватывает ее.
-- Марта! Тут уже все пришли!, -- услышала она жизнерадостный голос кузины, слегка постуивающей в дверь ванной.
-- Сейчас, сейчас, -- извиняясь, произнесла она.
Через несколько минут гостья была уже в окружении родственников. Михаил восторженно заключил ее в свои объятия. Он, казалось, стал выше ростом, подтянулся и в черном костюме выглядел типичным американским джентельменом, какие проглядывают с обложек рекламных журналов. Вместе с ним подошла элегантная, изящная, ухоженная женщина. В ней трудно было узнать ту растерянную, подавленную и неухоженную Аллу, с которой она встретилась случайно в автобусе в Одессе накануне их отъезда. Красивые вечернее платье и туфли, уложенные волосы, пофессионально выполненный макияж, дорогие ювелирные украшения -- все придавало ее облику праздничность и торжественность. Несмотря на прошедшие годы, Аллла выглядела моложе и интересней.
-- Рады тебя видеть!, хотели пообщаться, но... мы уже давно приглашены на день рождения наших друзей в ресторан на Манхетене, потому забежали буквально на несколько минут, сказала Алла весело, дружелюбно и поцеловала Марту в щеку.
-- Так! Пока все всборе, давайте сядем за стол, выпьем за гостью с Родины! -- засуетилась Нелли, приглашая всех к столу.
-- Конечно, я выпью за свою наставницу, -- сказал Михаил, увлекая Марту к столу, чтоб она оказалась рядом с ним.
-- Гостья -- это одно, а Родина -- это другое, -- громко засмеялась молодая блондинка, племянница Нелли, Света. -- Родина -- там где тебе хорошо или очень хорошо!
-- Ну, даете! -- серьезно заметил седовласый, худой мужчина, сидевший напротив Светы. -- Родина -- это там, где могилы твоих предков... И, вообще, друзья мои, к этим понятиям нельзя относиться легкомысленно....
-- Тихо, тихо! -- Сеня постучал ножом по бутылке с водкой "Столичная". -- Предлагаю просто выпить за Марту. Вот видите- все же встретились! Марта, -- протянул он к ней свой бокал, -- велком ту Америка! "
-- Какое там, "велком", -- перебила Нелли мужа, -- она завтра улетает. Я предлагаю выпить за ее скорейшее возвращение в Америку и надолго!
-- Навсегда! Навсегда! -- Дружно раздались голоса с разных концов стола.
У Марты навернулись слезы. Она поймада на себе теплый, внимательный взгляд тети Поли. Теперь та была старейшиной когда-то большой семьи. Марта впервые вдруг осознала, что в суете, никогда не задумываась над тем, что вся их огромная семья оказалась разбросанной по всему свету и уже не все все знают друг о друге. А когда-то на семейные события ( свадьбы, юбилеи, похороны) только одесситов собиралось человек до семидесяти. В памяти промелькнули семейные праздники раннего детства с бедными застольями, но полные шуток, смеха, веселья, несущего в себе еще свежие ощущения конца кошмарной войны, начала мирной жизни и воссоединения семьи в родном городе.
Тетя Поля, считавшаяся в семье первой красавицей, приходила всегда со своими двумя детьми. Ее ее муж погиб в первые дни войны, все родственники ее жалели, а на семейных праздниках одаряли особым вниманием. Она прекрасно пела и по просьбе всех исполняла сначала "Гуцулку Ксеню", а затем другие песни. Одну из них на простые трогательные слова, она всегда пела со слезами:
- Том 27. Статьи, речи, приветствия 1933-1936 - Максим Горький - Русская классическая проза
- Том 25. Статьи, речи, приветствия 1929-1931 - Максим Горький - Русская классическая проза
- Том 26. Статьи, речи, приветствия 1931-1933 - Максим Горький - Русская классическая проза
- Марина из Алого Рога - Болеслав Маркевич - Русская классическая проза
- Три этажа - Эшколь Нево - Русская классическая проза
- Такси времени - Сергей Гусманович Галимов - Путешествия и география / Русская классическая проза
- Три этажа между нами - Никита Сергеевич Поляков - Русская классическая проза
- Песочные часы - Данило Киш - Русская классическая проза
- Пока часы двенадцать бьют - Мари Сав - Короткие любовные романы / Русская классическая проза / Современные любовные романы
- В метро - Александр Романович Бирюков - Русская классическая проза