Рейтинговые книги

Монарх от Бога - Александр Антонов

Уважаемые читатели!

Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.

0/0
Описание онлайн-книги Монарх от Бога - Александр Антонов:
Новый роман современного писателя-историка Александра Антонова рассказывает о жизни и судьбе византийского императора Константина VIII Багрянородного (905-959).
Читем онлайн Монарх от Бога - Александр Антонов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 104

Александр Ильич Антонов

Монарх от Бога

Энциклопедический словарь.

Изд. Брокгауза и Ефрона.

Т. XXXI, СПб., 1893

Константин VIII (по другому счёту VII) Багрянородный - византийский император (род. 905, прав. 912-959), сын Льва VI и Зои Карбонопсины. Так как это был четвёртый брак Льва, то некоторыми оспаривалась сама законность рождения Константина До 913 г. государством управлял дядя Константина, Александр, при котором произошёл разрыв с болгарами, а с 914 г. регентство находилось в руках Зои. Доместик школ Константина Дука уже в 914 г. пытался захватить в свои руки правление, но неудачно. Счастливее был храбрый адмирал Роман Лекапен. Воспользовавшись неудовольствием против Зои, последствием её неудачных действий против болгар (в 917 г. они нанесли грекам поражение на реке Ахелое), Роман Лекапен захватил власть, заключил Зою в монастырь и сделался (920 г.) соправителем Константина, которого женил на своей дочери Елене. В 944 г. Роман был низвергнут своими сыновьями Стефаном и Константином, а в следующем году Константину удалось с помощью фамилии Фока освободиться от шурьёв и заключить их в монастырь. Впрочем, и во время своего единоличного правления (945 - 959) Константин предоставлял заведование государственными делами жёнам и министрам, посвящая своё время преимущественно занятиям науками и искусством. В 924 г. болгары грозили Константинополю, но со смертью Симеона началось ослабление их могущества, Пётр заключил с империей мир, и за ним был официально признан титул царя. Далее империи приходилось отражать нападения венгров и русских, сделавших в 941 г., при Игоре, неудачное нападение на Византию. Несколько лет спустя, в 957 г., великая княгиня Ольга была в Константинополе и приняла там крещение. На Востоке такие первоклассные полководцы, как Иоанн Куркуй, Варда Фока и его сыновья (Никифор, Лев и Константин), боролись с арабами и вновь распространили власть до Евфрата; только нападение на Крит окончилось крайне неудачно (949). К тому же к 949 (или 948) г. относится первое путешествие Лиутпранда к константинопольскому двору, данное по многим указаниям. Константину принадлежит заслуга деятельного участия в том литературном движении, которое отличало Византию X в. Им была предпринята реорганизация высшей константинопольской школы. О научных его интересах свидетельствует далее целый ряд учёных работ, компиляций и сборников по агиографии (сборник Симеона Метафраста), истории, тактике, естественным наукам и т. д., произведённых большею частью по его поручению и при его содействии. Он написал жизнеописание Василия Македонянина, речь по поводу перенесения мощей святого Иоанна Златоуста и чрезвычайно ценные для византийской истории сочинения «О церемониях византийского двора» и «Об управления империей»; их целью было служить руководством для сына Константина, Романа, образованию которого император посвящал много забот. Константин умер 9 ноября 959 г.; высказывались подозрения, что он был отравлен своей невесткой, Феофано.

Супруге Тамаре - посвящаю

Друг мой, испытанный и нежный,В глуши деревни коротаем жизнь с тобой.Пишу романы, я на нивушке безбрежной,А ты - Горящая Свеча - путь освещаешь мой!

Византия была тем же, чем Рим для западного и германского мира, т.е. великим воспитателем, великим инициатором, носителем религии и цивилизации, принесла сербам, болгарам, русским историческую жизнь и цивилизацию, дав им алфавит, литературный язык, принципы гражданского управления, законы литературы и искусства.

Мишель-Шарль ДИЛЬ, французский историк, учёный.

Глава первая. СТРАДАНИЯ ЛЬВА МУДРОГО[1]

В императорском дворце Византии Магнавр поселилось великое уныние. Не слышно было ни боя барабанов на плацу, когда императорские гвардейцы готовились к параду, - а их выводили на парады при императоре Льве Мудром часто, - не раздавались крики командиров, которые распоряжались дворцовой гвардией во время её подготовки к торжественному прохождению мимо Божественного.

Всюду в покоях и залах огромного мраморного дворца царила тишина. Придворные разговаривали только шёпотом. Императорские сановники следили за сохранением спокойствия и наказывали виновных. По воле Божественного, которого за глаза прозвали Деспотом, из дворцовых конюшен убрали жеребцов, чтобы они необузданным ржанием не нарушали покой. Даже клетки с попугаями были убраны из дворцового парка…

В императорский свите все сановники и вельможи знали, что их повелитель страдает не напрасно и пришла пора страданий не вдруг. Самое печальное было в том, что Лев Мудрый стал жертвой собственной воли. Едва получив в наследство трон от отца, императора Василия Македонянина[2], погибшего на охоте, Лев Мудрый вступил на путь создания законов. И одной из своих первых законотворческих новелл он запрещал подданным империи четвёртый брак, ставил препоны на стремлении к третьему браку и даже порицал второй. Церковь благословила этот закон в благодарность за то, что Лев Мудрый счёл обязательным завершать вступление в супружество венчанием в храме, чего раньше в Византии не водилось.

И вот императорское законотворчество принесло страдания самому повелителю великой державы. Вельможи в залах дворца Магнавр иногда тайком между собой шутили:

- Божественный напоролся на свой трезубец.

- Если бы на трезубец… На тростниковую палочку.

Но эти шутки были грустными. Все во дворце Магнавр понимали, что бедствие, навалившееся на государя, могло постичь каждого из них. Лев Мудрый, пребывая в супружестве почти двадцать лет, оставался бездетным. Каких только медиков и целителей не звал на помощь император! Одних одаривал деньгами, других изгонял - всё оставалось тщетным. И, тем не менее, он упорно ждал наследника, всё ещё питая надежды и всячески не давая им умереть.

Отец Льва Мудрого, император Василий Македонянин, женил сына довольно рано. Он сам нашёл ему невесту. Это была дочь его сановника, сакеллария - государственного контролёра - Афинодора, Лариса. Она блистала красотой, но её красота казалась неземной. Похоже, что печаль и грусть, смирение и послушание, ласка и отзывчивость - всё это вместе взятое отражалось на её божественном лице. В супружестве она пробыла всего несколько лет. А её угасание началось вскоре после первых месяцев супружеской жизни. Лев Мудрый собирал лучших мужей медицины и не выпускал их из дворца. Он грозил им казнью, если они не вылечат его супругу. Случалось, что медики сутками не отходили от императрицы, наблюдали за каждым её вдохом-выдохом, ежедневно осматривали, но причин увядания Ларисы не могли найти.

Жестокий нравом Лев Мудрый всё-таки проявил милость к медикам. Он выгнал их из дворца и заменил простыми народными целителями. А он ждал от них чуда, и им удавалось как-то возбуждать Ларису. Тогда она звала к себе супруга и они вместе проводили ночи. Но проходило время, а плод их желаний не давал о себе знать. Наконец Лев Мудрый ожесточился против супруги. Он корил её как только мог, называл бесплодной смоковницей. В нём погасли все чувства к Ларисе, и она стала для него чужой.

Императрица нашла себе утешение в вере, днями молилась в храмах. И все, кто окружал Ларису, получали от неё благодать, которую она излучала. Священнослужители узнали о её даре, и, когда императрица скончалась, церковь причислила её к лику святых. Сам Лев Мудрый так и не понял ту Ларису, которая считалась перед Богом и людьми его супругой.

Ровно через год после кончины императрицы Ларисы в жизни императора наступили перемены. По случаю семейного праздника логофет дрома[3] Астерий пригласил императора в гости.

- Божественный, окажи моей семье честь. У нас сегодня торжественный день. Ну а по какому поводу, ты узнаешь позже, когда порадуешь нас своим поселением.

- Что за таинственное торжество? - спросил Лев Мудрый.

- Прости, но ближние просили пока молчать об этом.

Лев Мудрый уважал и ценил первого сановника правительства Астерия. Это был умный, деловой и преданный человек. Он ведал путями сообщения, почтой. Ему принадлежало ведение иностранных дел. Ему же подчинялись все прочие логофеты - министры, он был главой полиции и рассылал императорские указы. Всегда энергичный, с открытым лицом, улыбчивый, он привлекал к себе собеседников. Император долго смотрел на Астерия, но сказал коротко:

- Я приду.

Премьер-министр жил вблизи императорского дворца Магнавр, на центральном проспекте Константинополя Ниттакий, между площадями Августеон и Амастрийская. Астерий владел большим особняком, построенным из розового мрамора. Просторный двор был огорожен высокой каменной стеной.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 104
На этой странице вы можете бесплатно читать книгу Монарх от Бога - Александр Антонов бесплатно.
Похожие на Монарх от Бога - Александр Антонов книги

Оставить комментарий