Рейтинговые книги

Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике - Алексей Домнин

Уважаемые читатели!

Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.

0/0
Описание онлайн-книги Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике - Алексей Домнин:
По мотивам коми-пермяцких преданий.
Читем онлайн Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике - Алексей Домнин

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6

Алексей Домнин

СКАЗАНИЯ О КУДЫМ-ОШЕ И ПЕРЕ-ОХОТНИКЕ

ПО МОТИВАМ КОМИ-ПЕРМЯЦКИХ ПРЕДАНИИ

Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности. В них поэтическое воплощение чаяний и ожиданий народных, мечта о человеке-богатыре, который покоряет природу, охраняет землю и свой народ от врагов. Во времена жесточайшего гнета, в пору нищеты и бесправия трудовое крестьянство не теряло веры в бессмертие лучших человеческих качеств, оно противопоставляло темной действительности светлую мечту о сильном человеке, в котором мы видим обобщенные черты национального героя.

Русские героические былины рисуют образ крестьянского богатыря Ильи Муромца. Коми-пермяцкий народ поэтически воплотил свою историю в деяния и подвиги Кудым-Оша и Перы-богатыря. Чтобы сделать непрерывным многовековой путь жизни, чтобы сохранить связь времен, в народных преданиях Кудым-Ош и Пера ставятся чуть ли не в родственные отношения. Но Кудым-Ош жил в древнюю эпоху, может, за тысячу лет до нас, он один из первых родо-племенных вождей, стремившийся к объединению людей пармы под своим тотемом. Тотем — это животное, растение, предмет, которые род считает своим покровителем. У рода Кудым-Оша тотемом был Ош — медведь. Предания о Кудым-Оше очень смутны и отрывочны. И писатель, который хочет рассказать о нем, должен прибегать к вымыслу, к фантазии, по-своему заполнять не освещенные в преданиях моменты его «биографии».

А Пера — совсем мужицкий. Его подвиги, начавшиеся в языческие времена (победа над лешим, водяным), обрываются в эпоху борьбы крестьянства против крепостничества, против злейших феодалов в нашем крае — Строгановых.

Долгая и завидная судьба у народных героев. Богатыри не умирают. Они могут заснуть, могут уйти в камни, в горы, охраняя земные клады, завещая трудовому народу богатства, принадлежащие каждому человеку в равной доле. Народная фантазия в любой момент может вдохнуть в этих богатырей жизнь, и они снова способны на подвиг во имя справедливости на земле.

Алексей Домнин убежден, что существовали когда-то у коми-пермяцкого народа эпические песни, наподобие русских былин или карельской «Калевалы». Это убеждение побудило его объединить предания в циклы, представить их поэмами. Писатель изучил не только опубликованные материалы по коми-пермяцкому фольклору, но и записи преданий, сделанные в последние годы фольклористами Прикамья. Он имел возможность познакомиться с особенно ценными текстами преданий, записанными коми-пермяцким писателем В. В. Климовым. Такая опора на устно-поэтические традиции увеличивает ценность сказаний. Но в то же время это не стихотворное переложение преданий, а творческое осмысление их.

Необыкновенно широка и богата легендарная история Прикамья.

На берегах Вишеры и Колвы сохранились предания о богатыре Полюде, пришедшем на Урал из Великого Новгорода. Гора Полюд — место богатырской заставы, великий памятник одному из первых землепроходцев. В народном сознании Полюд уподоблен охотнику Пере. К нему за помощью приходят атаманы Камской вольницы, и он щедро награждает их сокровищами из своих подземных кладовых.

На Северном Урале народ манси хранит память о могучем Пеле, хозяине гор, который также боролся со злыми духами природы, вместе с русским народом выступал против внешних врагов.

Пера, Пеля, Полюд. Три богатыря, так похожие друг на друга. В них единство и близость народных идеалов, одинаково отраженные устремления в будущее. Их объединяла борьба против общего врага — угнетателей и душителей трудового народа. Они стремились к дружбе, они — символ братства народов.

И. Зырянов, кандидат филологических наук

СКАЗАНИЕ О КУДЫМ-ОШЕ

1

На широких крыльях песниУнесу вас в край преданий,Пусть слова мои, как зерна,В вашем сердце прорастают.Есть запев у древних песен.Есть начало у народа.Сероглазые чудины*Жили в парме* в давний век.

Слепы низкие землянки,Но леса вокруг просторны,И сладка еще живаяПечень лося молодого.Солнце им тепло дарило,Птицы вести приносили,И костер горячей пляскойДухов ночи отгонял.

Как велел обычай предков,Так и жили-бедовали.Человека гасит старость.И когда о дряхлом старцеСмерть в заботах забывала,Тайной тропкой уходил он,Рыл в глухой горе пещеруИ себя в ней хоронил.

Юный Ош в родном увтыре*,Как земля порой весенней,Спелой силой наливался.Дан был Ошу зоркий разум,Мог он видеть тени мертвых.Мог догнать стрелу в полетеИ с медведем разъяреннымВ жмурки весело играл.

Мать его —Ведунья Пэвсин —Сны разгадывать умела,Знала, где ночует Ойпель —Бог лесов и рек студеных,И могла заклятьем тайнымОслепить пришельца злого,Зверя вывести к ловушке,Сделать хрупким меч врага.

А шаманка рода —Чикыш —С хитрым духом Сюра-ПелейНа горе шепталась в полночь,Колдовством она умелаВоскрешать людей убитыхИ, сухого мухомораНакурившись, била в бубен,Отгоняя хворь и зло.

Был отец у Оша памом*,На Югру ходил войною.Привезли его однаждыСо стрелой пернатой в сердце.Долго Чикыш била в бубен,У костра металась птицей,Но его из края мертвыхНе сумела возвратить.

Пама в землю положили,В ноги — голову медведя,А лицо накрыли маской.И до ночи пировали,И смотрел на них безглазоДеревянный серый идол,И стекал, мешаясь с жиром,Мед с его кровавых губ.

Новый пам увтыру нужен.И назвали старцы ОшаУ костра совета памом.Поднесли ему с почетомПосох — знак вождя и власти,Пояс в медных украшеньях,И со всеми поклониласьПэвсин сыну до земли.

Знает волк оленьи тропы,Знает враг, где есть пожива.А чудское городище,Как гнездо среди равнины,Девяти ветрам открыто.Чаще недруги-соседиИз засады нападают,Тает племя день за днем.

Он зажег костер совета:— Потому теснит нас ворог,Что от нас далеко боги.На горе,Где их жилище,Надо вырыть намЗемлянку,Обнести заплотомКрепким —Как птенцов своихТетерка,Ойпель станет насХранить.

У людей от дерзкой речиЯзыки к зубам прилипли,Приутихла речка Иньва,Ожидая гнева духов.— Пусть у тех отсохнут руки, —Грозно вымолвила Чикыш, —Кто пойдет к горе священнойИ земли нарушит сон!

Ош разгневанный воскликнул:— Вы мне дали этот посох,Вы меня назвали памом,Я зову с собой отважных,Ну, а те, кто, словно мыши,В норы головы уткнули,Пусть врагам поживой станут,Пусть им ребра гложет страх!

На реке волна вскипела,Пуще люди оробели.Ош к светилу вскинул руки:— Солнце, ты глаза открой нам,Просветли наш дикий разум!И упал на землю сумрак,Только лысую вершинуЗаливал горячий свет.

Первым Ош взошел на кручу,Указал, где ставить крепостьИз сосновых желтых бревен…Время дерево источит,Не иссякнут реки жизни.Так с бревна, с землянки первойНачалась столица края,Город Оша — Кудым-кар.

2

Было так: по воле старцевВоин брал себе невесту.Тесен Ошу тот обычай,Как одежда не по росту.Чикыш злобится на пама,Над судьбой его колдуетИ плетет ему ловушкуИз медовых хитрых слов.

— Есть река в краю полночном,Там увтыр вогулов* диких,Городзуль * — цветок весенний —Дочь-красавица у князя.Если мудрый пам сумеетВ жены взять княжну-вогулку,Богатырь у них родится, —Чикыш паму говорит.

И тоска вонзилась в Оша,Как рыбацкий крюк в печенку…По реке несется лодка,Словно гусь по струям быстрым,Ош гребцов своих торопит,Были б крылья, полетел быПтицей он в увтыр вогулов,Но далек и труден путь.

Тяжела волна на Каме,Ветер северный неласков.Дни, как волны, режет лодкаИ копьем сквозь ночь проходит…Наконец они присталиК поселению чудскому,И сама Виджо-ведуньяПама ждет на берегу:

— Знаю, гибель нагадалаЧикыш паму молодому.Не ходи ты за невестойВ край полуночи к вогулам,Не пройти туда и лосюЧерез хляби и болота,Злая топь тебя поглотит,Шею травы оплетут.

Не в обычае чудинаВозвращаться с полдороги.Ош в лесу срубил под кореньДве дуплистые осины,Сделал две коротких лодки —Два корыта остроносых,Переплел внутри ремнямиИ на лапти их надел.

Говорит ведунья паму:— Ты хитер, как старый филин,Но мои слова запомни:Коль сосватаешь невесту,Что бы после ни случилось,Ты держать обязан слово.На колу, коль отречешься,Голове твоей торчать.

И дала ведунья памуВ спутники слугу Ваяси.Долго шли они на север,Как на лыжах, на корытах —Грязь ворчала под ногами,Пузырями исходила,Из глубин зловеще тлелиТопи тусклые глаза.

Руки трав хватают пама,Ряской лыжи оплетают,Нету сил камыш раздвинуть…Наконец привел ВаясиОша в край, где прячут горыВ облаках свои вершиныИ плывет с ночного небаНеземной холодный свет.

Но гостей не приглашаютВ поселение вогулы,Князь велел закрыть ворота.У стены они остались,Как бездомные собаки.А на остром частоколеЧерепа висят людские,Смотрят,Скалясь,С высоты.

Ярость Ошем овладела,Он всю ночь бродил по лесу,Словно лось, ломая сосны.На другое утро сноваНе зовут их в городище.Кружат вороны над ними,В черепа стучат, как в бубен…И еще минула ночь.

Гневный князь выходит к паму— Ты пришел меня позорить,А не свататься за дочку!Женихов здесь много было,Все робели, как телята,Дочь мою Костэ увидев:Так страшна она собою.Всем я головы отсек!

Место есть на частоколе,Где и твой повесить череп!..Не смутить угрозой Оша:— Я женюсь, сдержу я слово.Разве голову от счастья,Может быть, я потеряю… Удивился князь и ОшаК чуму дочери ведет.

Входит Ош, откинув полог, —Там сидит на мягких шкурахДева — чудище лесное:Руки — что паучьи лапы,А лицо — как морда зверя.Лишь глаза ее прекрасны,Лишь глаза полны печали,Горя черного полны.

Словно небо раскололосьИ обрушилось на Оша:Или он богов прогневалТем, что думать смел о счастьеИ тоска терзала душу,Как ягненка росомаха?!Лучше гнить на частоколе,Чем себя проклясть навек!

И услышал голос нежный:— Ты меня, жених, не бойся,Облик мой не настоящий.Сброшу чары колдовские,Если ты меня полюбишь,Снова девицею стану…И в глазах ее светилисьСтрах, и горе, и любовь.

Сердце Оша содрогнулось,Пред ее судьбою чернойИ своя беда померкла.Или с ним играют в жмуркиБоги, правящие жизнью?Он покинуть чум не может,Он от глаз ее раскосыхВзгляд не в силах отвести,

И не в силах горьким словомНа мольбу ее ответить:— Пусть не знать мне женской ласки,Пусть друзья меня покинут,Но не дам тебя в обидуХитрым йомам* и колдуньям,Злой старухе Танварпекве*.Станешь ты моей женой!

Он приблизился к невестеИ рукою сильной обнял,И она, внезапно вскрикнув,На меха лицом упала.А в горах взметнулись вихри,Бродит эхо по ущельям —То хохочет Танварпеква,Гонит йомов из пещер.

Князь велит готовить свадьбу,Привести оленей белыхИ священный белый каменьОкропить их жаркой кровью.Мать к огню ведет невесту:Пусть огонь ее очиститОт заклятий ТанварпеквыИ прогонит злую хворь.

Пред огнем водою горнойМать лицо ее умыла —Брызнул свет из окон неба,Сотряслась земля от грома,И с лица Костэ отпалаШкура зверя — волос черный,И паучьи лапы сохнут,Осыпаясь с белых рук.

К жениху она выходит,Городзуль — цветок весенний,А лицо ее — как утро,А глаза — озера света,Звон ручья — ее улыбка.Обмер князь, ее увидев,Ош сказать не может слова —От красы ее ослеп.

Пир устроил князь на славу.Снарядил он дочь в дорогу,Сорок воинов скуластыхВ лодках подняли подарки.Долог путь — свиданье сладко:Ош с Костэ домой вернулся,Сладким медом и весельемВстретил их родной увтыр.

3

1 2 3 4 5 6
На этой странице вы можете бесплатно читать книгу Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике - Алексей Домнин бесплатно.

Оставить комментарий