Святитель Филипп Московский. Вехи русской православной истории - Дмитрий Немельштейн
- Дата:11.08.2024
- Категория: Поэзия, Драматургия / Драматургия
- Название: Святитель Филипп Московский. Вехи русской православной истории
- Автор: Дмитрий Немельштейн
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Дмитрий Немельштейн
Вехи русской православной истории
Трагедии, метаморфозы и уроки этногенеза
ВЫСОКИЙ ДОЛГ ПРИЗВАНИЯ
О новой книге Дмитрия НЕМЕЛЬШТЕЙНА
Драма русского человека нынешнего времени – в утрате духовной преемственности по отношению к своим духовным истокам, в отказе, вольном или невольном, от первоначальных мистических смыслов, заложенных в его исторической судьбе. Чья в этом вина? На протяжении долгого времени мы не можем найти ответа на этот вопрос. Одни винят социальный прогресс и эпохальные исторические потрясения двадцатого века, пытаясь найти спасение в «преданьях старины глубокой», в ее героической мифологии и благолепных внешних формах. Другие именно в этих исторических потрясениях видят оборвавшийся на взлете прорыв в новые смыслы, основанные на всех этапах духовного становления русского самосознания. Есть, как говорится, и другие мнения... Понимание происходит, хотя и медленно, ценой тяжелых испытаний – как личностных, так и народа в целом, но оно – залог нашего будущего, будущего великой России. Через мучительные заблуждения и сатанинские соблазны, через горькие прозрения и благодатные озарения, через жертвенное служение и вдохновенную молитву находит оно путь к сердцам людей. И одним из главных выразителей этого неотвратимого понимания традиционно в России является голос Поэта – певца, молитвенника, защитника и просветителя. Поэтическое слово вдохновляет на подвиг, поднимает на бой, пробуждает совесть, примиряет с жизнью, обновляет смыслы...
Дмитрий Немельштейн – поэт многогранный, его дарование полифонично, мастерство выдержано и отточено недюжинным творческим опытом. Произведения, составляющие его новую книгу, объединены не только чисто исторической тематикой, но и выбором конкретных тем и персонажей. Святитель Филипп Московский – митрополит Филипп II, оставшийся в истории России как священнослужитель, не боявшийся обличать светскую власть... Святитель Ермоген, радетель православной веры и русского единства... Князь Андрей Боголюбский, под властью которого Владимиро-Суздальское княжество достигло большого могущества, став основой для будущего Российского государства... Все трое приняли мученическую смерть за Отечество и были канонизированы Русской Православной церковью. Поэма «Степная быль» о легендарных запорожцах... Поэма «Выбор», повествующая о Крещении Руси – судьбоносном и мучительном акте обретения Божественной истины на перепутьях истории... Поэтический цикл «Да не престанет русский род!», завершающий книгу, повествует о Куликовской битве. Несколько лет назад я писал об этом цикле: «...Дмитрий Немельштейн своими стихами о поле Куликовом не только стал реальным продолжателем прочной традиции русской литературы, но и привнес в современный литературный процесс весьма значительный вклад подлинно гражданского сознания и поэтического мастерства». Сегодня, вчитываясь в чеканные строфы новых произведений Дмитрия Немельштейна, проникаясь духом высокой героики его произведений, я убеждаюсь в том, что мои оценки не были преувеличенными. Новый блок исторических произведений Дмитрия Немельштейна являет читателю зрелого мастера, посвятившего вдохновение и мастерство русской истории и таинству русского духа, явленного в своей прямоте и в своем величии. Сегодня, когда святыни нашей истории зачастую обрекаются на забвение, а то и на просто поругание, когда национальные традиции оскверняются пошлостью эстрадных шутов, когда патриотизм и нравственность объявляются едва ли не предрассудками – особую актуальность обретают творения человеческого духа, утверждающие высокий смысл человеческого бытия и все его возвышенные формы. Беззаветная любовь к Отечеству, прославление лучших качеств человека и гражданина, утверждение святого долга перед Родиной – в этом состоит искренний пафос произведений Дмитрия Немельштейна. Истинный поэт, он не тяготится высоким долгом своего призвания, но скромно и мужественно следует ему – на благо русского народа, на благо народа России во всей его многообразной полноте. Следует сказать, что, являясь проникновенным лириком и мастером сонета, автор в своей книге ограничил себя жесткими рамками исторического жанра. Взыскательный читатель имеет возможность по достоинству оценить это высокое самоограничение.
Открывая эту книгу, не стоит искать в ней субъективных лирических излияний или отвлеченного философского мудрствования. В этих произведениях дышат страницы нашей многовековой истории. Пронизанные духом жизни и любви, они заставляют еще и еще раз переосмыслить то, о чем нам, казалось бы, давно уже известно. Поэтические произведения Дмитрия Немельштейна являются значительным фактором современного русского дискурса и ждут своего читателя, неравнодушного и взыскующего смыслов – как старых, так и новых. Эта книга будет надежным собеседником и верным ориентиром в раздумьях о судьбах нашего Отечества.
Иван ГОЛУБНИЧИЙ
Секретарь Правления Союза писателей России Заслуженный работник культуры Российской Федерации Заслуженный работник культуры Чеченской Республики Действительный член Петровской Академии наук и искусств
Святитель Филипп Московский[1]
Историческая драма в двух частях, пяти действиях
Светлой памяти блистательного актера театра и кино Олега Янковского
Действующие лица:
Филипп (до пострига – Федор Степанович Колычев) – митрополит Московский и всея Руси.
Иван IV – царь и великий государь всея Руси.
Суббота – зажиточный крестьянин.
Дуняша – дочь Субботы.
Спиридон (до пострига – протопоп Сильвестр) – один из наставников молодого Ивана IV).
Зосима – монах Соловецкого монастыря.
Паисий – монах Соловецкого монастыря.
Вяземский – князь, ближайший сподвижник царя в первые годы опричнины.
Малюта Скуратов – ближайший сподвижник царя в последние годы опричнины.
Мать Дуняши.
Игнатий – муж Дуняши;
Федор – внук Дуняши;
Гость – исполнитель последней воли Филиппа;
Опричники, иноки, спальничий царя.
Часть первая
Действие первое
Сцена первая
1537 год. Русский север. Поздняя осень. Полночь. Околица села. Над промерзшей дорогой усеянное звездами небо. У дороги – вековая сосна. Под нею силуэт привалившегося к могучему стволу человека. Над ним склоняется другой силуэт.
Суббота
Что за один? Путя его откуда?
И как сюды добрался по зиме?
Ему, однако, бедолаге, худо.
Совсем замерз… Свезу его ко мне.
Поднимает незнакомца и, поддерживая, ведет в сторону виднеющихся на фоне звездного неба дровен.
Пойдем-ка брат. Негоже при дороге
В безвестье помирати в двух шагах
От теплой печки. Взлезешь без подмоги?
Вот так сподручней будет. Экий страх
Ты на меня нагнал. Я думал было
Лихой ли кто под сосенкой сидит?
Еще чуток – морозцем бы прибило.
Господь, видать, тобой руководит.
Об эту пору встретить здесь кого-то,
Да в поздний час?.. Бывает по три дня
Пуста дорога. Ить кому охота
На тракте мерзнуть. Лучше у огня
Сидеть. Молчи. Не время силы тратить.
В беспамятство ли впал найденыш мой?
Теперь уж ни к чему и помирати…
Н-но, пегая! Беги быстрей домой!
Сцена вторая
В горнице Дуняша. За дверью слышится голос Субботы.
А вот и двор мой. Открывай хозяйка,
Да гостя, Богом данного, приветь.
А что за гость?.. ты и сама дознай-ка,
Пока я за медком спущусь в подклеть.
В горницу входят Суббота, его жена и незнакомец.
Суббота
Дуняша, что застыла, как колода?
Что зришь-позришь во все свои глаза?
Говорит сам себе.
А гость наш, чую, не простого рода.
И снова, обращаясь к Дуняше.
Что замерла?.. Ну, то-то, егоза.
Суббота уходит и вскоре возвращается с кринкою медовухи. Незнакомец по-прежнему сидит на скамье в изнеможении.
Суббота
Сними-ка кожушок с него, Дуняша,
Да расстели на лавке у печи.
Ишь зубы как у бедолаги пляшут…
А очи, словно угли, горячи.
Да сапоги давай-ка стащим с гостя;
По счастью, пальцы на ногах целы.
Хватило б лавки при таком-то росте.
Испей-ка, брат, и вознеси хвалы
Ко Господу за чудное спасенье.
На тракте этом не один замерз.
Но таково Господне повеленье,
Чтоб я тебя от смертушки увез.
Незнакомец выпивает толику меду. Его кладут на широкую лавку. О н то ли впадает в беспамятство, то ли забывается в тревожном сне.
- ПРЕБИОТИКИ - Владимир Голышев - Драматургия
- Король - Семен Юшкевич - Драматургия
- Леопольдштадт - Том Стоппард - Драматургия / Историческая проза / Русская классическая проза
- Название книги - Филипп Алигер - Драматургия
- Веер леди Уиндермир - Оскар Уайльд - Драматургия
- Каширская старина - Дмитрий Васильевич Аверкиев - Драматургия
- Русская драматургия XVIII – XIX вв. (Сборник) - Денис Фонвизин - Драматургия
- Короткие пьесы - Людмила Ансельм - Драматургия
- Спасение. Рассказ - Андрей Хуснутдинов - Драматургия
- Одноклассники. История в XIV уроках - Тадеуш Слободзянек - Драматургия