Flat Assembler 1.64. Мануал программера - Tomasz Grysztar
- Дата:28.10.2024
- Категория: Компьютеры и Интернет / Базы данных
- Название: Flat Assembler 1.64. Мануал программера
- Автор: Tomasz Grysztar
- Просмотров:0
- Комментариев:0
Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
FLAT ASSEMBLER 1.64
Мануал программера
Глава 1. Введение
Эта глава содержит всю важнейшую информацию, которая понадобится вам, чтобы начать использовать flat assembler. Если у вас уже есть опыт программирования на ассемблере, вам достаточно прочитать лишь первую главу перед использованием этого компилятора.
1.1 Обзор компилятора
Flat assembler — это быстрый компилятор ассемблера для процессоров с архитектурой х86, который делает множественные проходы для оптимизации размера сгенерированного машинного кода. Он способен скомпилировать сам себя и существуют версии для разных операционных систем. Все версии созданы для использования с помощью системной командной строки и в обращении с ними нет разницы.
1.1.1 Системные требования
Для работы всех версий требуется 32-битный процессор с архитектурой х86 (как минимум 80386), хотя также он должен обрабатывать программы для 16-битных процессоров с архитектурой х86. DOS-версия требует ОС, совместимую с MS DOS 2.0, Windows-версия требует консоль Win32, совместимую с версией 3.1.
1.1.2 Работа с компилятором из командной строки
Для запуска FASMа из командной строки вам понадобится ввести два параметра: первый — это путь к файлу с кодом, второй — путь к файлу-адресату информации. Если второй параметр не задан, название файла вывода будет создано автоматически. После показа короткой информации о названии программы и её версии, компилятор считает информацию из файла с кодом и скомпилирует её. После успешной компиляции FASM запишет сгенерированный код в файл-адресат и выведет краткую информацию о завершенном процессе; в противном случае он выведет информацию о первой ошибке.
Исходник должен быть текстовым файлом и может быть создан в любом текстовом редакторе. Обрыв строки допускается и в стандарте DOS, и в стандарте Unix, табуляции обрабатываются как пробелы.
В командную строку вы также можете включить опцию «-m», за которой должно следовать число, указывающее, сколько килобайт памяти может быть максимально задействовано flat assembler'ом. В случае DOS-версии эта опция ограничивает лишь использование расширенной памяти. Опция «-p» со следующим за ним числом может быть использована для того, чтобы ограничить количество проходов, которое будет делать ассемблер. Если код не может быть создан заданным числом проходов, ассемблирование прекратится с сообщением об ошибке. Максимальное значение этой опции равно 65536, а значение по умолчанию равно 100.
Не существует опций, оказывающих воздействие на выходные данные компилятора, вся необходимая flat assembler'у информация должна содержаться в исходном коде. Например, для установки формата файла-адресата используется директива «format» в начале кода.
1.1.3 Сообщения компилятора
Как было сказано выше, после успешной компиляции FASM выводит на экран сводку о проделанной работе. Она включает информацию о том, сколько было сделано проходов, сколько времени это заняло, и сколько байт записано в файл-адресат.
Вот пример такой сводки:
flat assembler version 1.64
38 passes, 5.3 seconds, 77824 bytes.
В случае ошибки во время компиляции, программа выведет на экран сообщение об ошибке. Например, когда компилятор не может найти файл ввода, он покажет следующее сообщение:
flat assembler version 1.64
error: source file not found.
Если ошибка связана с определенной частью кода, будет выведена строка, которая её вызвала. Также, чтобы помочь вам найти эту ошибку, будет показано место этой строки в коде, например:
flat assembler version 1.64
example.asm [3]:
mob ax,1
error: illegal instruction.
Это значит, что в третьей строке файла «example.asm» компилятор встретил неопознанную инструкцию. Если строка, вызвавшая ошибку, содержит макрос, также будет выведена строка в формулировке макроса, которая сгенерировала ошибочную инструкцию:
flat assembler version 1.64
example.asm [6]:
stoschar 7
example.asm [3] stoschar [1]:
mob al,char
error: illegal instruction.
Это значит, что макрос в шестой строке файла «example.asm» создал неопознанную инструкцию в первой строке своей формулировки.
1.1.4 Форматы вывода
По умолчанию, если в исходнике нет директивы «format», flat assembler направляет сгенерированный код на вывод, создавая таким образом простой двоичный файл. По умолчанию он создает 16-битный код, но вы всегда можете переключить его в 32-битный или 16-битный режим, используя директивы «use32» или «use16». Выбор некоторых форматов файла-адресата автоматически переключает компилятор в 32-битный режим. Подробнее читайте о форматах, которые можете выбрать, в 2.4.
Весь сгенерированный код в файле-адресате всегда идет в том же порядке, что и написанный в исходнике.
1.2 Синтаксис ассемблера
Информация, изложенная ниже, предназначена главным образом программистам, которые прежде использовали другие компиляторы ассемблера. Если вы новичок, читайте учебники по программированию на ассемблере.
Flat assembler по умолчанию использует Интеловский синтаксис ассемблерных инструкций, однако вы можете переделать их, используя возможности препроцессора (макросы и символьные константы). Он также имеет собственный набор директив — инструкций для компилятора.
Все символы, определенные внутри кода, чувствительны к регистру.
1.2.1 Синтаксис инструкций
Инструкции в ассемблере разделяются разрывами строк, и одна инструкция должна располагаться на одной строке. Если строка содержит точку с запятой, не считая точек с запятой, заключенных в кавычки, остаток её считается комментарием и компилятор её проигнорирует. Если строка содержит символ «» (в конце концов точка с запятой и комментарий могут за ней следовать), то следующая срока прикрепляется к этой точке. После символа «» строка не должна содержать ничего, кроме комментариев, следующих за точкой с запятой.
Каждая строка в коде — это последовательность отдельных предметов, каждый из которых может принадлежать к одному из трек типов. Первый тип — это знаки символов, которыми являются специальные знаки, которые трактуются отдельно, даже если не отделены пробелами о других символов. Любой из «+-*/=<>()[]{}:,|&~#`» — это знак символа. Последовательность других знаков, отделенная от остальных либо пробелами, либо знаками символов, это символ. Если первый знак такого символа двойная либо одинарная кавычка, он объединяет любую последовательность символов, даже специальных, следующих за ним, в строку. Она должна заканчиваться таким же знаком, каким начиналась (двойной либо одинарной кавычкой). Однако если встречаются две кавычки подряд (без знаков между ними), они также включаются в строку и она продолжается. Символы, отличные от знаков символов и строк, заключенных в кавычки, могут использоваться как имена, поэтому они также называются символами имен.
Таблица 1.1 Размеры операторовКаждая инструкция состоит из мнемоника и различного числа операндов, разделенных запятыми. Операндом может быть регистр, непосредственное значение или адрес в памяти, он также может предварен оператором размера, чтобы определить или изменить его размер (таблица 1.1). Названия возможных регистров вы можете найти в таблице 1.2, их размеры не могут быть изменены. Непосредственные значения могут быть определены любым числовым значением.
Таблица 1.2 РегистрыЕсли операнд — это данные в памяти, адрес этих данных (также любого числового выражения, но оно может содержать регистры) должен быть заключен в квадратные скобки или предварен оператором «ptr». Например, инструкция «mov eax,3» поместит число 3 в регистр EAX, а инструкция «mov eax,[7]» поместит 32-битное значение из адреса 7 в EAX, и инструкция «mov byte [7],3» поместит число 3 в байт по адресу 7, это можно записать еще так: «mov byte ptr 7,3». Для того, чтобы установить, какой сегментный регистр будет использоваться для адресации, нужно поставить его название с двоеточием перед адресом внутри квадратных скобок или после оператора «ptr».
1.2.2 Описание данных
Чтобы описать данные или зарезервировать для них место, используйте одну из директив, перечисленных в таблице 1.3. За директивой описания данных должно следовать одно или несколько числовых значений, разделенных запятыми. Эти выражения определяют значения для простейших элементов данных, размер которых зависит от того, какая директива используется. Например «db 1,2,3» описывает три байта со значениями 1, 2 и 3 соответственно.
- Базы данных: конспект лекций - Коллектив Авторов - Базы данных